Новации в российском страховом законодательстве, вступившие в силу с 1 января, аукнулись и потребителям, и участникам рынка сразу же после завершения новогодних каникул. Автолюбители столкнулись с очередями и дефицитом станций техосмотра, сами станции вкупе со страховыми компаниями — с критикой со стороны областных властей. Последним, в свою очередь, досталось от вышестоящих федеральных чиновников. Виновных в сложившейся ситуации, как водится, нашли быстро, что, впрочем, не повлияло на решение проблемы.
Напомним, правительство России утвердило изменения в правила обязательного страхования автогражданской ответственности, увязав их с новой системой прохождения техосмотра автомобилей. Государство в лице ГИБДД больше не контролирует техническое состояние автомобилей — эту функцию взял на себя Российский союз автостраховщиков. Теперь для заключения договора ОСАГО автовладелец обязан предъявить талон ТО. Сама процедура прохождения техосмотра сохранилась за станциями техосмотра, только с 2012 года они должны получить аккредитацию РСА.
По замыслу реформаторов, за два года в России создадут электронную информационную систему и единую для страховых компаний и пунктов техосмотра базу данных транспортных средств.
Впрочем, действительность все расставила по своим местам. Далеко не все станции ТО вовремя отправили заявку в РСА, страховщики, в свою очередь, не все станции успели аккредитовать. В итоге область осталась без новых талонов ТО и новых-старых пунктов прохождения техосмотра. По данным главы областного управления ГИБДД Юрия Демина, аккредитацию получил 101 оператор техосмотра из 116 имеющихся, только 38 из них в настоящее время обеспечены талонами ТО.
Областные власти обвиняют в сложившейся ситуации страховщиков, РСА перекладывает ответственность на станции ТО, а уральский полпред президента раскритиковал и тех и других. Досталось и областному правительству: Евгений Куйвашев пригрозил чиновникам аж президентом.
«К 17 января должны быть составлены и подписаны трехсторонние договоры между РСА, пермской фабрикой «Гознак» и пунктами ТО об отгрузке необходимого количества талонов. К субботе бланки должны быть уже в Свердловской области. Если это не будет сделано, будете иметь бледный вид перед президентом», — пообещал чиновник всем сразу.
Правительственная комиссия Свердловской области определила, что вина за трудности, возникшие с процедурой ТО, лежит на представительстве Российского союза автостраховщиков в УрФО и лично его руководителе Олеге Цыпулине. По мнению областных властей, РСА не организовал своевременное получение бланков операторами технического осмотра, поэтому сейчас на территории области нет талонов нового образца.
Отметим, что в течение переходного периода (2 года) оформить ОСАГО можно и по талонам ТО старого образца, которые есть в наличии: 5 января ГИБДД передала 49 тыс. неиспользованных бланков 19 станциям ТО.
Страховые компании в сложившейся ситуации своей вины не видят.
Как рассказал УрБК генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков, дефицита бланков ТО нет: талонов старого образца хватит на ближайший месяц, а документы нового образца уже отпечатаны на «Гознаке». Основная проблема — в нехватке станций техосмотра, которые вовремя не подали документы на аккредитацию и сейчас не могут заключить договор с «Гознаком».
«В свое время они не подсуетились и не отправили документы в РСА для включения в реестр. В итоге в РСА в конце декабря разом поступили пакеты документов со всей России. А там работают живые люди. Правительство во всем винит РСА — станции техосмотра им почему-то винить невыгодно. Я считаю, что сейчас пунктам ТО нужно заключить трехсторонний договор с «Гознаком» и РСА, выкупить бланки в «Гознаке» — и все, процесс аккредитации крайне прост, он займет всего неделю. Не очень понимаю, почему из-за нерасторопности станций нужно подключать правительство», — поделился мнением Александр Меренков.
Основные трудности с получением талона ТО и, как следствие, ОСАГО возникли на севере. Ни одного оператора технического осмотра до сих пор не имеют Ивдель, Красноуфимск, Нижние Серги и Туринск. Областные власти решают проблему на совещаниях, у страховщиков есть свои методы работы.
«У меня состоялся разговор с исполняющим обязанности губернатора, в ходе которого принято решение в рабочем порядке, в том числе с участием глав местного самоуправления, решать вопрос по этим 4 муниципалитетам», — рассказал журналистам глава областной ГИБДД Юрий Демин.
Сейчас документы по этим населенным пунктам находятся в Москве, и в самое ближайшее время вопрос должен разрешиться. Для удобства было принято решение о том, что автовладельцы из МО могут проходить техосмотр своих транспортных средств в близлежащих территориях.
«У каждой компании есть дружественные станции, у которых есть бланки, и они могут провести ТО быстро. По крайней мере, у нас так: мы направляем автовладельцев в те пункты, где есть бланки, и люди проходят ТО без очереди», — говорят многие страховщики.
Впрочем, в ряде компаний распространение получает другая практика: при возникновении каких-либо затруднений полис ОСАГО оформляется задним числом. Так, например, при заключении договора купли-продажи автомобиля, у которого отсутствует ТО, страховка просто оформляется декабрем 2011 г. без требования талона ТО. В противном случае покупатель рискует и вовсе не закрыть сделку и попасть в замкнутый круг: без ТО автомобилист не сможет сделать ОСАГО, без страховки машину не поставят на учет и не оформят в собственность, а без документов на транспортное средство автовладелец не сможет пройти ТО.
Официально представители страховых компаний эту информацию не подтверждают.
Полина Мудрова