ОАО «Синара — Транспортные машины» представило опытный образец локомотива SinaraHybrid
УрБК, Екатеринбург, 28.12.2011. В ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» (ОАО «ЛТЗ», входит в состав ОАО «Синара — Транспортные машины», ЗАО «Группа Синара») состоялась технологическая приемка опытного образца инновационного маневрового тепловоза SinaraHybrid. Проект первого в России локомотива с гибридной силовой установкой разрабатывался научно-исследовательским инжиниринговым подразделением холдинга «Синара — Транспортные машины» — ООО «Центр инновационного развития СТМ» — при поддержке инновационного фонда «Сколково» и ОАО «Российские железные дороги», сообщает центр общественных связей ЗАО «Группа Синара».
Глава Людиновского района Калужской области Д. Аганичев, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» В. Белов, заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Д. Киржнер, президент Калужской торгово-промышленной палаты Т. Розанова ознакомились с технической концепцией инновационного локомотива, реализацией технического задания, а также технологией изготовления нового тепловоза.
Конструкция тепловоза имеет модульную архитектуру производства. На раме тепловоза размещены дизель-генераторный, кабинный, санитарно-бытовой модули, а также модуль подготовки сжатого воздуха, отсек чистого воздуха, модуль преобразователей и накопителей энергии. Специально разработанная кабина локомотива отвечает самым высоким требованиям стандартов по обзорности, эргономике и функциональности для обеспечения комфортных условий труда машинистов. Органы управления гибрида, расположенные на пульте машиниста, разработаны с учетом физиологических и психологических особенностей работы локомотивной бригады в маневрово-вывозном варианте движения локомотива. Модульная архитектура изготовления позволяет производителю существенно снизить трудозатраты при серийной сборке тепловоза, а также значительно сократить время при проведении сервисного обслуживания.
Электрическая схема локомотива предусматривает наличие в конструкции литий-железо-фосфатных аккумуляторов и суперконденсаторов для хранения электрической энергии. Локомотив оснащен асинхронным тяговым приводом с векторным регулированием момента на валу двигателей, который является собственной разработкой Центра инновационного развития СТМ. Колесно-моторные блоки выполнены с применением моторно-осевых подшипников качения Timken. На тепловозе применены компоненты, которые позволяют существенно увеличить межремонтные сроки, а в некоторых случаях исключить некоторые виды ремонтов. За счет использования высокоэффективных компонентов планируется обеспечить высокую эксплуатационную надежность локомотива, а также значительно снизить стоимость его жизненного цикла.
В конструкции тепловоза применены инновационные высокопрочные колесные бандажи производства НТМК, трубопроводы воздушных систем локомотива выполнены из нержавеющей стали с фитинговыми соединениями без применения сварки, что обеспечивает высокую надежность работы тормозного оборудования и его ремонтопригодность. Система подготовки сжатого воздуха обеспечена высокоэффективным винтовым компрессором с пониженными показателями по шумности и вибрации.
По сравнению с моделью локомотива ТЭМ9 у нового тепловоза SinaraHybrid на 30% будет снижен расход дизельного топлива, до 55% уменьшатся показатели выбросов отработанных газов в окружающую среду, что соответствует современным зарубежным стандартам по экологии.
Для окраски локомотива был привлечен один из мировых лидеров в области лакокрасочных покрытий — компания Helios.
При создании тепловоза с гибридным приводом было реализовано более 20 новейших технических решений. Так, алгоритмы интеллектуального управления локомотивом для микропроцессорной системы разработаны конструкторами центра инновационного развития СТМ. Инновационная микропроцессорная система управления и диагностики гибридного локомотива, обладающая функцией предсказания профиля пути с использованием технологий ГЛОНАСС, позволяет заранее оптимально планировать энергетические ресурсы в процессе движения.
Также важно отметить, что работа по созданию нового локомотива осуществляется при участии консорциума ведущих российских научно-производственных компаний, среди которых НПО «САУТ», НПО «Приводная техника», ООО «Уральские локомотивы» и НПО «Автоматика». В работе по разработке локомотива также принимали участие зарубежные специалисты.
В 2012 году СТМ приступит к наладке и комплексным испытаниям тепловоза SinaraHybrid. Изготовление установочной серии данных локомотивов планируется начать в 2013 году.