Статьи
22.12.2011

Нет талона — нет ОСАГО: техосмотр уходит в частные руки

Нет талона — нет ОСАГО: техосмотр уходит в частные рукиНа 100 рублей дешевле и на 12 минут быстрее. Правительство РФ утвердило новые правила прохождения техосмотра. С нового года государство в лице ГИБДД перестанет контролировать техническое состояние автомобилей — эту функцию возьмут на себя частные структуры. Автовладельцам больше не придется вывешивать талон ТО на видное место, он потребуется только для получения полиса ОСАГО. Часть игроков рынка называют этот процесс революционным: он не только упростит и ускорит саму процедуру прохождения ТО, но и снизит коррупционную составляющую. Другие участники напоминают: взятки за технический паспорт — это лишь часть нашей действительности.

Новые правила прохождения техосмотра вступят в силу уже с 1 января. Осуществлять осмотр технического состояния авто и выдавать талон автовладельцу будут специализированные учреждения. Фактически это будут те же станции техосмотра, только отчитываться они уже будут не перед ГИБДД, а перед Российским союзом автостраховщиков. Последние за некачественную работу или «проданный» талон смогут накладывать на предпринимателей штрафные санкции вплоть до закрытия бизнеса.

Принципиальное изменение для автовладельцев — это обязательное предоставление талона о прохождении ТО при заключении договора ОСАГО. Причем закон выставляет жесткие требования и запрещает страховым компаниям выдавать полис, если до окончания срока действия талона ТО осталось меньше 6 месяцев. По сути, с 1 января полис станет единственным документом, подтверждающим техническое состояние автомобиля, отсутствие талона ТО у водителя не будет считаться нарушением. Так в правительстве намерены постепенно уйти от бумажных талонов, перейдя на электронную информационную систему и единую для страховых компаний и пунктов техосмотра базу данных транспортных средств.

«Эти преобразования можно назвать реально революционными, правительством взят курс на либерализацию процедуры ТО. И как во всякой революции, на начальном этапе больше вопросов, чем ответов. В переходный период, возможно, будут какие-то недостатки, мы будем минимизировать их количество», — заявил журналистам заместитель начальника отдела экзаменационной работы, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств УГИБДД ГУ МВД по Свердловской области Сергей Кисельников.

Переходный период составит два года. На это время Гознак напечатает новые талоны ТО — зеленого цвета. Старых талонов в нашей области осталось около 50 тысяч штук — этого количества должно хватить на один-два месяца для 116 областных пунктов ТО. Сама процедура прохождения ТО почти не изменится, за исключением сокращения времени — 30 минут на легковушку вместо 42 минут. Сократятся и траты: вместо прежних 600 рублей автолюбители будут платить 498 рублей по тарифу, установленному РЭКом.

Стоимость полиса ОСАГО не изменится.

Участники рынка оценивают нововведения положительно. В Уральской ассоциации предприятий автомобильного бизнеса считают, что новшества упростят деятельность пунктов техосмотра. Сами владельцы станций предрекают увеличение количества игроков рынка. С другой стороны, недостатков и недоделок на текущий момент еще немало. К ПП № 170 прилагается 22 подзаконных акта, однако до сих пор они не утверждены. На то, чтобы подчистить все хвосты, чиновникам осталось менее 10 дней.

«До сих пор не утверждены квалификационные требования к экспертам, нет утвержденных программ их обучения. Самый больной вопрос — передача данных о проведенном техосмотре и утвержденная постановлением единая информационная система. Пока эта работа никак не организована. Для пунктов техосмотра это станет серьезной преградой. Также не утверждены правила заполнения диагностической карты, и до сих пор непонятно, какое оборудование мы будем использовать на пунктах контроля», — поделился проблемами исполнительный директор Уральской ассоциации предприятий автомобильного бизнеса Виктор Черников.

Среди автолюбителей ходят слухи, что отныне станет намного проще купить талон ТО: на каждый пункт техосмотра в год будет выделяться порядка 10 тысяч бланков. В итоге свободный доступ к ним и неотлаженная информационная система будут способствовать росту коррупции. Страховщики этот тезис опровергают: за станциями будет зорко следить РСА.

«Конечно, исключать такие вещи в России нельзя. Но, зная опыт работы контрольного управления РСА, могу сказать, что там работают качественно и профессионально. Во-первых, бланки выдаются не на весь год сразу: учитывается проходимость пункта ТО, количество процедур за год. Во-вторых, идет строгий учет бланков. В-третьих, закон предъявляет жесткие требования к самим станциям ТО. Они будут лишаться аккредитации, если будет выявлено более двух нарушений за год», — уверен генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков.

Сами предприниматели с этим соглашаются: никто не захочет терять бизнес, куда уже вложены миллионы рублей. С другой стороны — коррупция в России тотальна, потому обелить автомобильный рынок с ходу не получится.

«Процедуру прохождения техосмотра нельзя отделять от реалий жизни. Говорить, что на этом поле сильна коррупционная составляющая, а в других отраслях этого нет, — неправильно. Но когда человек вложился в бизнес, он прекрасно понимает, что может потерять его из-за некоторых «шалостей». Руководители и владельцы пунктов ТО не заинтересованы в нелегальной выдаче талонов», — обрисовал ситуацию руководитель станции технического осмотра автомобилей Александр Парфентьев.

По наблюдению страховщиков, особая активность в офисах страховых компаний уже началась: большинство автовладельцев хотят успеть застраховать автогражданку по старым правилам, не предъявляя талон. С нового года очереди от страховщиков плавно перетекут в автосалоны — традиционно пиковое время прохождения ТО приходится на январь и февраль. Впрочем, эксперты уверяют, что Свердловская область обеспечена пунктами ТО значительно лучше других регионов. Высокий наплыв посетителей создается только силами самих автовладельцев, которые по российскому обычаю тянут с техосмотром до последнего.

Полина Мудрова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
30.07.2012 В России отменен техосмотр для машин, аккредитованных в автосервисах

УрБК, Москва, 30.07.2012. С понедельника вступают в силу поправки об отмене техосмотра для машин, которые проходят ...

23.01.2012 Министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Геннадий Маренков: ажиотажа на пунктах техосмотра нет

УрБК, Екатеринбург, 23.01.2012. «Все 116 пунктов технического осмотра в Свердловской области получили аккредитацию на ...

17.01.2012 Пит-стоп по-уральски

Поиск виновных в кризисе техосмотра продолжается ...

13.01.2012 Врио губернатора Свердловской области Анатолий Гредин: в кризисе с процедурой прохождения технического осмотра в регионе виноват союз автостраховщиков

УрБК, Екатеринбург, 13.01.2012. Временно исполняющий обязанности губернатора Свердловской области Анатолий Гредин ...

01.07.2011 Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон об отмене техосмотра для новых автомобилей

УрБК, Москва, 01.07.2011. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о передаче обязательного техосмотра из ведения ...