Желание заработать на туризме на Урале не дает покоя ни бизнесу, ни властям, однако понимания того, как это сделать, пока нет. На реальное развитие отрасли в регионе нужны немалые деньги, однако предприниматели в который раз заявляют: самостоятельно эту сферу им не оживить, нужна поддержка государства, ведь объектов инфраструктуры по-прежнему нет. Власти в ответ уверяют, что проекты готовятся и реализуются. Таким образом, диалога пока не получается. В очередной раз обсудить вопрос, как сделать из Урала точку массового туризма, собрались эксперты в рамках круглого стола на тему «Урал как туристический регион».
Одной из главных проблем туризма в регионе, по общему признанию, было и остается отсутствие соответствующей развитой инфраструктуры.
Представитель МИД России в Екатеринбурге Сергей Хван отмечает: несмотря на достигнутый областью за два прошедшие десятилетия прогресс, средств коммуникаций и комфорта, к которым привыкли жители развитых стран, у нас так и не появилось.
Эксперты отмечают, что до сих пор для иностранцев недоступны путеводители на английском языке, причем даже в Екатеринбурге. Даже в дорогих отелях уральской столицы на ресепшене гостям не всегда готовы и могут кратко рассказать о достопримечательностях города. Причем особое внимание эксперты обратили на аэропорт Кольцово и железнодорожный вокзал, где для туристов мало указателей и надписей на английском языке о том, в какой город они прибыли.
«Если в аэропортах Европы есть приветственные надписи «Добро пожаловать», названия городов, магазины с сувенирами страны, все это сразу заметно, ярко и привлекает внимание, то наше Кольцово — это пустой аэропорт, где нет ни одной таблички «Екатеринбург». Есть только одна сувенирная лавка, которую очень трудно найти. Люди должны знать, куда они приехали, что у нас есть, что посмотреть, и понять, что у нас красиво и хорошо», — отметила генеральный директор одной из проектных компаний Марина Чеботаева.
Другим вечным препятствием для развития туризма эксперты называют позиционирование Екатеринбурга как города, где из сувениров есть только продукция с Храмом на Крови, хотя столица Урала богата и другими достопримечательностями.
По мнению экспертов, приоритетные направления в уральском туризме нужно определять исходя из статистики, согласно которой около 90% занимает внутренний туризм, а не въездной. Рассчитывать в первую очередь стоит на российского туриста, а иностранного оставлять на перспективу.
По мнению генерального директора группы туристических компаний Vista Максима Пузанкова, перспективным направлением для нас является и развитие детского туризма. С учетом наших территорий, в области можно построить большой парк развлечений для детей. И не стоит забывать о частно-государственном партнерстве: возвести проект может инвестор, а спустя десять лет передать в собственность государству.
«Частный бизнес не сможет самостоятельно решить все проблемы туристической отрасли на Урале. Государство должно сделать первый шаг и оказать помощь бизнесу», — заявил Максим Пузанков.
Вице-консул Генерального консульства Чешской Республики в Екатеринбурге Петер Свитек свердловчан утешает: 20 лет назад в Чехии тоже не было ничего, что могло бы показаться привлекательным для иностранцев, однако это не помешало стране стать одной из самых привлекательных точек для туристов со всего мира.
По словам начальника отдела развития туризма, музейного дела и традиционной народной культуры министерства культуры и туризма Свердловской области Людмилы Зориной, министерство в курсе всех проблем отрасли. Существующая программа развития туризма в Свердловской области на 2011–2015 гг. предполагает выделение 675 млн. рублей. Но власти уже предупреждают: только финансовыми ресурсами вопрос решить не удастся, нужны интересные идеи от бизнеса. С этим пока, как и с деньгами, тоже проблема.