Екатеринбург уже признан одним из деловых центров России и претендует на звание города мирового масштаба. Однако, несмотря на это, посетить столицу Урала и ее окрестности в туристических целях пока стремятся немногие. Как и прежде, инфраструктура города и региона оставляет желать лучшего. Эксперты уверены: имея уже достаточно широко известные туристические бренды, город нуждается в продвижении на мировом рынке. Однако конкретных предложений по разработке PR-стратегии в таком масштабе пока никто предложить не может.
В уральском филиале Российской международной академии туризма Урал пока еще называют непаханым полем, которое нужно осваивать.
«В области есть все задатки для развития активного туризма, рыбалки, охоты, спелеологии. Всем известны бажовские сказы, которые также могут стать основой для развития детского и семейного туризма. Давно уже существует проект по созданию парка развлечений по мотивам этих сказов», — рассказала директор уральского филиала Российской международной академии туризма Людмила Сафонова.
Участники туристического рынка с ней согласны и называют строительство парка развлечений по мотивам сказов Бажова позитивной идей. Напомним, такая мысль возникла в местном туристическом сообществе еще пять лет назад, впрочем, пока никто из местных общественников и предпринимателей не смог воплотить ее в жизнь. Эксперты поясняют — все дело в стоимости земли: бажовские места стоят слишком дорого. По словам Людмилы Сафоновой, даже заброшенный детский лагерь в Сысертском районе стоит около 110 млн рублей.
При этом эксперты отмечают, что Свердловская область привлекает не только российских туристов, но и зарубежных гостей: они приезжают на границу Европы и Азии, на место захоронения царской семьи, хотя сам факт убийства, конечно, приносит сомнительную славу городу. Туристам уже предлагают добывать золото в старых шахтах города Березовского. И все же, несмотря на некоторые достопримечательности, турпоток в Свердловскую область очень скромный. Эксперты в очередной раз констатируют: город сильно недорабатывает по качеству сервиса.
«Тем, кто занимается организацией туризма на Урале, надо учиться. Мы очень сильно уступаем мировым туристическим центрам по качеству услуг и сервиса. Многие отели Екатеринбурга не соответствуют мировым стандартам, а в области ситуация совсем удручающая», — заявила директор Уральского центра экспертизы услуг Нина Мартинсон.
Не секрет, что официальные речи чиновников полны информации о форсированном развитии Екатеринбурга, но при этом каждую весну и осень наш город утопает в грязи, а ливневые дожди превращают его в своеобразную Венецию из-за того, что система стока воды во многих районах города, включая центр, не работает.
По словам участников рынка, в области ситуация с благоустройством еще хуже. Так, Верхотурье — православная столица Урала — не имеет ни горячей воды, ни нормальных дорог, ни общественных туалетов и кафе и даже указателей на подъезде к городу. А ведь комфорт — это то, на что в первую очередь обращают внимание туристы при выборе места отдыха.
«Мы не строим оптимистических прогнозов. Да, на благоустройство города выделяются деньги из бюджета, но их не хватает. Что касается Екатеринбурга, то сейчас уже создана система комплексных решений всех этих вопросов. Это программа «Столица». Что же касается Верхотурья, то могу сказать только то, что если раньше бюджетные деньги выделялись на реконструкцию храмов и соборов в этом городе, то теперь мы пересмотрели акценты: Верхотурье должно стать не только центром паломничества, но и центром семейного туризма», — описала ситуацию вице-президент Уральской ассоциации туризма по внутреннему и въездному туризму Наталья Ларионова.
Между тем смущают туристов и цены. Так, к примеру, отдых в санаториях Урала зачастую становится дороже турецкого. По словам Нины Мартинсон, причиной этого являются ставки на транспортные расходы, которые в Екатеринбурге выше, чем в Санкт-Петербурге и в Москве. Также дорогими на Урале, по сравнению с другими регионами, считаются услуги ЖКХ. Отсюда и высокие цены на наши туристические продукты.
«Увеличение турпотока смогло бы существенно снизить цены, но для этого нужно улучшить хотя бы качество придорожного сервиса, создать элементарные условия для приезжающих людей», — заключила Нина Мартинсон.
Несмотря на то что сделать для развития въездного туризма предстоит еще очень много, власти Екатеринбурга пока заняли позицию выжидания. Чиновники, не предпринимая каких-либо существенных попыток изменить ситуацию, впрочем, высказали готовность финансировать интересные проекты.
Некоторые подвижки наблюдаются со стороны бизнеса — уже создан сайт о туристических ресурсах Свердловской области. Правда, пока только на русском языке.
«Недавно был создан сайт о туристических ресурсах Свердловской области, который планируется перевести на пару иностранных языков. Конечно, еще нужно найти деньги для продвижения сайта. Мы активно сотрудничаем с зарубежными СМИ, информацию о нашем регионе нередко публикует Euronews. До 2016 года мы планируем сформировать гостевые маршруты, продумать систему навигации. Правительство готово поддерживать любую частную инициативу, мы предусматриваем субсидирование туристических программ, если предложенный инвестиционный проект покажется нам перспективным. В этом году из областного бюджета на развитие туризма в регионе выделено 91,9 млн рублей», — рассказала Наталья Ларионова.
Планы развития Екатеринбурга и области в отношении туризма у чиновников и бизнес-сообщества грандиозные, да и предпосылки, по мнению экспертов, к этому есть. Однако для их реализации еще предстоит заинтересовать общественность и заручиться поддержкой федеральных властей. Пока же Екатеринбург остается городом деловых встреч, а также шопинга, на который активно приезжают жители областных городов.