Въездной туризм: реальность или миф
Эксперты туристического рынка оценивают шансы Екатеринбурга и Свердловской области стать туристическими центрами России весьма невысоко. Развитию въездного туризма на Урале препятствуют сразу несколько факторов: от низкого уровня сервиса до невыгодного географического положения городов региона относительно друг друга. Власти, в свою очередь, оптимизма не теряют и готовятся привлекать инвесторов к реализации целевых программ, направленных на развитие туризма в регионе.
Напомним, что в 2011 году областное правительство приступило к реализации областной целевой программы «Развитие туризма в Свердловской области». До 2016 года на эти цели намерены только из бюджетов всех уровней потратить порядка 9 млрд руб. Однако на сегодняшний день так и не определен круг инвесторов, готовых вложить свои деньги в масштабные планы свердловских властей. А инвестиционных проектов нет даже и на бумаге.
«Работа только началась. Идет сбор информации о туристических объектах и формирование инвестиционных проектов. Для того, чтобы понять сколько требуется денег, нужна разработка проектно-сметной документации. Финансирования даже этого этапа работы еще не проводилось», — уточнил директор департамента малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области Александр Породнов.
По мнению экспертов туристического рынка, власти Свердловской области спохватились очень поздно, и между туристическими центрами мира и Урала на сегодняшний день — пропасть.
«Сервис, питание, обустройство гостиниц в области не соответствует никаким международным стандартам. За последние 10 лет подтянулся лишь Екатеринбург, который способен принять иностранных гостей», — поделилась мнением директор турфирмы «Инна-тур» Инна Аверьянава.
С коллегой согласен и директор представительства «Натали турс» в Екатеринбурге Олег Хигер. По словам эксперта, помимо низкого уровня сервиса, одной из проблем, препятствующих развитию туризма на Урале, является отсутствие знаковых мест.
«У нас в последнее время появилось множество люксовых гостиниц, у нас после Москвы лучший аэропорт. Но при этом крайне не хватает бюджетных гостиниц. И что самое главное, у нас нет действительно знаковых мест. Для иностранцев совершенно непонятно, почему расстрел царской семьи является визитной карточной Екатеринбурга. Этот исторический факт не способен привлечь туристов», — считает Олег Хигер.
Одной из основных туристических достопримечательностей Урала является город Верхотурье, однако, по оценке экспертов, его местоположение играет не в пользу духовного центра.
«Далеко не каждый иностранец готов потратить целый день отпуска только на то, чтобы добраться до Верхотурья. Но даже если он туда приедет, что он увидит? Церковь и музей, одну гостиницу и пару кафе. Данная инфраструктура способна привлечь лишь истинных ценителей русской культуры, исследователей, историков, но не массовый туризм. Это же относится и к Синячихе. Что касается экологического туризма, который также намерены развивать на Урале, то цены в данном сегменте зашкаливают. Гораздо дешевле слетать в Египет, Таиланд или Турцию, чем неделю прожить на базах в районе Сысерти», — заключает Олег Хигер.
Представители городских властей также отмечают нехватку в Екатеринбурге доступных гостиниц.
«В Екатеринбурге достаточно гостиниц 5*, 4 и 3*. Всего в городе 106 гостиниц, но гостю города неплохо было бы иметь возможность делать выбор: жить не только в «пятерке», но и в гостинице с одной—двумя звездами. Есть также проблема сертификации гостиниц — она добровольная. Этим надо заниматься, потому что нет никакого нормативного документа, обязывающего гостиницы пройти сертификацию. Но мы над этим работаем», — рассказал УрБК и. о. заместителя главы администрации города Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услугам Владимир Боликов.
По оценке директора департамента малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области Александра Породнова, объем туристического рынка Свердловской области составляет лишь 19,5 млрд руб., что в сравнении с другими регионами России крайне немного.
Проблема заключается и в отсутствии игроков на рынке въездного туризма. По словам заместителя министра экономики Свердловской области Елены Новоторженцевой, норма рентабельности туристического бизнеса всего 5—6%. Таким образом, данная сфера может быть привлекательна для операторов въездного туризма лишь при высоких объемах, о которых в случае с Уралом речи пока не идет.
Но Елена Новоторженцева считает заполнение данного пробела вопросом времени, поскольку, уверяет она, посетить в Свердловской области действительно есть что.
«В Свердловской области более 1,5 тыс. туристических объектов. В дополнение к бренду «Серебряное кольцо», к программе развития туризма на Урале подключились еще 25 муниципалитетов. Созданы 9 туристических кластеров, до 2030 года их будет уже 12», — сообщила Елена Новоторженцева.
Шагом к развитию туризма в Свердловской области, по мнению представителей власти, должен стать Первый международный туристический форум «Большой Урал-2013», который пройдет в Екатеринбурге в апреле этого года. В работе форума планируют принять участие 16 зарубежных стран и 22 региона России.
Эксперты оценивают данную инициативу положительно, уточняя, что подобных мероприятий в Екатеринбурге ранее не проводилось. Однако облегчит ли форум путь Свердловской области к становлению туристическим центром России, сказать затрудняются.