На сегодняшний день и туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом в Свердловской области, и региональные власти в рамках развития внутреннего туризма делают основной акцент на привлекательность Верхотурья. При этом эксперты рынка отмечают, что большим успехом у туристов могли бы пользоваться комплексные экскурсионные туры по нескольким городам области. Впрочем, о полноценном развитии сектора внутреннего туризма речи пока не идет: здесь нет ни качественного предложения, ни развитой конкуренции — участники рынка сами избегают прихода крупных игроков.
В связи с активизацией Екатеринбурга на международной арене в рамках таких мероприятий, как чемпионат мира по футболу и заявка на «ЭКСПО-2020», вновь обострилась проблема въездного туризма. Отметим, что на сегодняшний день в области отсутствует сформированное предложение, что, впрочем, может объясняться крайне низким спросом. Пока что немногочисленные представители рынка въездного туризма считают ключевой территорией, способной привлекать российских и зарубежных туристов, Верхотурье.
«Верхотурье — ключевая территория в Уральском регионе, которая должна привлекать внимание туристов во всем мире. Помимо нее, туристы могли бы посетить и другие уральские города, такие как Ирбит, Каменск-Уральский, Невьянск. Именно для этих целей в рамках программы «Развитие туризма в Свердловской области» будет разработано не менее 60 туристических маршрутов», — сказала директор ГБУК «Центр развития туризма» Татьяна Леонтьева.
По мнению эксперта, туризм на Урале развивается, и подтверждением этому якобы служит то, что в 2012 году территорию Свердловской области с туристическими целями посетили 200 тыс. человек.
По мнению других представителей туристического рынка, ставка на Верхотурье себя уже не оправдывает. Эксперты советуют внедрять комплексный подход.
«Спросом у туристов пользуются известные места. Например, турпоток на Ганину Яму является самым большим на сегодняшний день. Именно поэтому надо работать над нашими особенностями, причем делать это комплексно. Отмечу, что иностранных граждан среди туристов, приезжающих на Урал, практически нет», — заявила директор турфирмы «УралЛайнТур» Елена Лузина.
Напомним, что в планах областного правительства, в рамках целевой программы «Развитие туризма в Свердловской области» на 2011–2016 годы, развитие девяти перспективных туристско-рекреационных кластеров, в их числе «Духовный центр Урала» в Верхотурье. Однако развитие этого направления запланировано аж на 2015 год. К этому времени будет проведена реставрация 68 объектов культурного наследия. Однако на сегодняшний день следов активной модернизации не видно. Сами участники местного туристического рынка подчеркивают: к сожалению, пока Верхотурье может предоставить для посещения лишь небольшое количество интересных исторических мест.
«Программа «Духовный центр Урала» откровенно буксует. Причиной тому не очень точная концепция и недофинансирование. К сожалению, выделение средств из федерального бюджета так и осталось на уровне планов. Финансирование идет из бюджета Верхотурья, Свердловской области, а также силами частных инвесторов. Чтобы скорректировать программу с точки зрения повышения ее эффективности, думаю, она должна быть вынесена на общественное обсуждение», — отметил советник губернатора Свердловской области Вадим Дубичев.
В областном правительстве отмечают дисбаланс на туристическом рынке Свердловской области — сильно развитый сектор выездного туризма и крайнюю слабость отрасли въездного туризма. У чиновников есть свои способы решения проблемы.
«Мы намерены заинтересовать некоторые крупные компании, чтобы они обратили внимание на внутренний рынок, учитывая перспективы его развития», — заявил начальник отдела коммуникаций и мероприятий министерства экономики Свердловской области Александр Породнов.
Впрочем, подобные инициативы вызывают настоящую панику среди местных игроков рынка.
«Не нужно, чтобы большие компании выходили на внутренний рынок, — он и так хорошо развит. Единственная проблема в том, что на экскурсии в основном ездят сами жители области и очень мало приезжих из других регионов. Думаю, что чиновникам важно больше информировать жителей других областей о Екатеринбурге», — считает генеральный директор ООО «Турцентр «ЮВА» Ирина Шеховцова.
Таким образом, перспективы развития Свердловской области как туристического центра до сих пор туманны: разработанные чиновниками программы поддержки местного бизнеса имеют небольшую отдачу, а крупные игроки туристического рынка не готовы формировать предложение ввиду отсутствия спроса.
Оксана Морозова