В ближайшее время эксперты предрекают существенный рост цен на ряд нефтепродуктов. Сезонный спрос и сближение цены net back со спотовой на дизтопливо приведут к резкому увеличению его стоимости только в этом месяце на 1,35 руб. за литр (для сравнения: с начала года оно подорожало на 2,32 руб.). А с нового года — еще на 1,18 руб. за счет акцизных сборов, прогнозируют эксперты.Согласно данным ИАЦ «Кортес», за минувшую неделю дизельное топливо на розничном рынке подорожало на 26 коп., до 26,44 руб. за литр. На спотовом рынке зимнее дизтопливо выросло на 508 руб., до 29 754 руб. за тонну, летнее подешевело до 26 085 руб. за тонну (-215 руб.). Цены на бензины на АЗС всех трех марок прибавили по 3—5 коп.
Дизтопливо может существенно подорожать уже в этом месяце, считает директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков. Цена net back (24 610 руб. за тонну) вплотную подошла к цене летнего дизтоплива на спотовом рынке (26 085 руб. за тонну), в результате сократился стандартный 10-процентный коридор между ними. При этом расчетный фьючерс на летнее дизтопливо — 26 721 руб. за тонну, на зимнее — 26 585 руб. за тонну.
Рост спотовых цен в ноябре может составить около 1600 руб. за тонну, розничных — 1,35 руб. за литр. После того как с нового года будут увеличены ставки акциза, дизтопливо на АЗС вырастет еще на 1,18 руб. за литр, прогнозирует эксперт. «Подорожание дизтоплива неизбежно приведет к росту стоимости авиакеросина. В то же время никаких причин для роста цен на бензин нет — заградительная пошлина дала свой положительный результат», — добавляет г-н Строков.
Похожая ситуация наблюдалась год назад. В результате роста цен на солярку ее стоимость оказалась выше, чем бензина АИ-92, а в некоторых регионах и АИ-95. ФАС потребовала от нефтяников объяснения их ценовой политики. Компании говорили, что действуют в соответствии со сложившейся ситуацией на рынке. Они указывали на рост мировых цен на нефть, сезонный пик потребления зимнего дизтоплива и авиакеросина, увеличение с нового года ставок акцизов.
ФАС сочла их доводы неубедительными и начала третью волну дел, признав «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ виновными в поддержании монопольно высоких цен на дизтопливо и авиакеросин в четвертом квартале 2010 — январе 2011 года. Компании судиться с ФАС не стали, добровольно признали нарушения и устранили их последствия, поэтому дела в отношении их были прекращены. Теперь трем компаниям предстоит заплатить штраф, размер которого антимонопольное ведомство должно определить до конца года.
Впрочем, Павел Строков полагает, что, если чиновники вновь будут регулировать цены на топливо в ручном режиме, критическая ситуация с нефтепродуктами может повториться на рынке дизтоплива этой зимой. «Как выход возможно введение заградительных пошлин на дизтопливо, — рассуждает эксперт. — Однако компании его меньше экспортировать не будут, зато сократится net back». По данным Минэнерго, к 1 ноября запас зимнего дизельного топлива составляет 547,6 тыс. т и еще будет увеличиваться.
Прочитать материал полностью:
www.rbcdaily.ru/2011/11/07/tek/562949981971172