В Екатеринбурге продолжают работу выставки проекта АРХИWOOD, посвященные современной деревянной архитектуре
УрБК, Екатеринбург, 30.08.2011. Издательство TATLIN, компания MORRIS и ИЦ ARCHITECTOR привозят в Екатеринбург две выставки проекта АРХИWOOD, посвященные современной деревянной архитектуре. Открытие выставок сопровождается лекцией куратора проекта и автора выставок — архитектурного критика Николая Малинина.
Выставка «Новое деревянное 1999–2009. Русская архитектура в поисках идентичности» (руководитель проекта — Юлия Зинкевич) проходит по адресу: ул. Малышева, д. 8, ИЦ ARCHITECTOR (возле главного входа) с 27 августа по 11 сентября 2011 года.
Впервые данная выставка проекта состоялась в октябре 2009 года в Москве, в Музее архитектуры им. А.В. Щусева (МУАР). На выставке было представлено около 100 построек лучших российских архитекторов: загородные дома, общественные сооружения, арт-объекты.
«В таком количестве «русское дерево» еще никто и нигде не собирал. А многие из этих объектов и вовсе были неизвестны широкой публике. Собранные вместе, эти сооружения продемонстрировали подлинную силу современной русской архитектуры. Ведь именно за городом, где нет жестких ограничений и утлых бюджетов, косных чиновников и ленивых строителей, и рождается всё самое самобытно-авангардное, что вообще у нас есть», — заявляют организаторы проекта.
«Выставка изменила ракурс восприятия деревянной архитектуры, ведь на самом деле деревянная архитектура может быть небольшой, остроумной, элегантной, экономичной и экологичной. То есть современной! И это не просто повод для гордости, но и руководство к действию. Объединяет же их простой критерий: они созданы исключительно талантливыми архитекторами. Александр Бродский и Тотан Кузембаев, Николай Белоусов и Евгений Асс, Юрий Григорян и Светлана Головина, Иван Шалмин, Александр Ермолаев и другие», — отмечают организаторы.
Кроме загородных домов, на выставке представлен и совсем иной жанр — арт-объекты. Эти работы иллюстрируют свойства дерева, присущие обычно совсем иным материалам, и тем самым еще раз символизируют свою актуальность и многовалентность — способность соединяться с самыми разными материалами. В структуру выставки включены также «малые формы» (бани, беседки и прочие полезные дополнения загородной жизни) и «общественные сооружения» — рестораны, кафе, спорткомплексы, мост и даже «полумост». Отдельный раздел выставки составляет тема «дерево как декор». Это те сооружения, в которых дерево не несет конструктивной нагрузки, но играет, тем не менее, иную важную роль.
Выставка в 2009 году стала своеобразным прологом к общероссийской архитектурной премии АРХИWOOD — за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Премия вручается уже два года подряд. А выставка «Новое деревянное 1999–2009. Русская архитектура в поисках идентичности» была призвана стать камертоном премии, задать критерии качества.
Выставка «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде» (куратор — Николай Малинин, руководитель проекта — Юлия Зинкевич) проходит в ИЦ на третьем этаже.
«Уилл Прайс, английский архитектор, объехал весь мир, изучая и фотографируя деревянную архитектуру. Это беспрецедентный опыт, в котором соединились знания архитектора и мастерство фотографа. Результатом путешествия стала книга Architecture In Wood, напечатанная издательством Thames & Hudson в 2005 году. В 2006 году книга была издана на русском языке и быстро стала библиографической редкостью. Поэтому в 2011 было решено ее «переиздать» — но уже в виде выставки», — заявляют организаторы.
С согласия У. Прайса его коллекция была дополнена и переструктурирована. Экспозиция выстроена по принципу пар, в которых одна составляющая представляет традиционное деревянное зодчество, а вторая — поиски современных архитекторов. Объединяет пары та или иная деталь, прием, функция, тема, а все вместе — дерево как самый древний и одновременно самый актуальный материал.
«Благодаря объединяющему слову, выставка превращается в своего рода «словарь» деревянной архитектуры. Но не в «энциклопедию», а именно в актуальный словарь, потому что каких-то терминов, привычных для древнерусского зодчества, здесь нет, как нет их в современной архитектуре — ни «охлупня», ни «причелины». Тем интереснее, как меняется содержание имеющихся — «лемеха» или «фахверка». Фахверк, например, сохраняет свое значение, но заполняется уже не кирпичом, а стеклом. Лемех же — в продолжение традиции, по которой им облицовывали криволинейные поверхности куполов, — покрывает круглые стены загородного отеля», — отмечают специалисты.
На выставке присутствуют и более широкие понятия — «прозрачность», «трансформируемость», «атектоничность», — и остается только удивляться, что столь современные темы обнаруживаются в архитектуре XХI века. Но это не только демонстрация древности (а значит, прочности) деревянных строений, но и поразительное ощущение того, что деревянная архитектура — вне времени, она живет по своим законам. Конечно, и она меняется: становится выше, больше, тоньше, зависает консолями и закручивается жгутом, но при этом сохраняет нечто неизменное.
«Свои законы у деревянной архитектуры во всем. Даже звезды здесь — свои. Да, признанные мэтры тоже ценят дерево: Тадао Андо, Петер Цумтор, Ренцо Пиано. Но все же первую скрипку играют именно мастера деревянного зодчества: Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Не уступают им в изобретательности и российские мастера: Александр Бродский и Тотан Кузембаев, Евгений Асс и Юрий Григорян, Николай Белоусов и Дмитрий Долгой. Основным же полигоном для их экспериментов является подмосковный курорт «Пирогово», который логично стал одним из партнеров выставки. Другим, по традиции, является компания HONKA, которая не только уверенно лидирует на рынке деревянного домостроения, но и соединяет традиционный образ с новейшими технологиями, тем самым идеально вписываясь в концепцию выставки», — заявили организаторы.
Организаторы выставок: HONKA, PR-агентство «Правила общения». Генеральный партнер выставок: HONKA. Официальный партнер выставок: курорт «Пирогово».
Соорганизаторы в Екатеринбурге: TATLIN, MORRIS. Партнер в Екатеринбурге: ИЦ ARCHITECTOR.
В Екатеринбурге выставки организованы в рамках культурного проекта THE ART of PARLIAMENT TOUR.