Обзор прессы
18.08.2011

«Областная газета» и Елена Абрамова: В дамки только с «шашками»

Если осенью в такси вас попросят заплатить в три раза больше чем обычно, не удивляйтесь. С 1 сентября вступает в силу Федеральный закон №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», регламентирующий работу рынка пассажирских перевозок.

Закон вводит целый ряд строгих требований к деятельности таксистов. Прежде всего, деятельность становится лицензированной. Лицензия будет выдаваться сроком на пять лет и действовать только в том регионе, где её оформили.

Водителей закон обязывает зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Особое требование: стаж работы должен быть не менее трех лет. Каждый раз перед выездом таксисты будут проходить медосмотр. Автомобиль они должны подвергать техосмотру каждые полгода. Кроме того, машина должна иметь соответствующие атрибуты: «шашечки» на боку кузова, оранжевый фонарь на крыше, таксометр (счётчик).

Пассажиру водитель обязан выдавать квитанции за оказанные услуги. И при первом требовании предъявлять «карточку таксиста», содержащую данные о таксисте и автомобиле. Предполагается, что в интернете будет размещаться реестр выданных «карточек таксиста».

За нарушение требований предусмотрена система штрафов. К примеру, нет в салоне информации о перевозках — штраф 1000 рублей. Не выдал водитель квитанцию — штраф 2000 рублей. Нет на машине фонаря и «шашечек» — штраф 3000 рублей и так далее.

Безусловно, разработчики закона имели намерение повысить качество услуг и уровень безопасности пассажиров, а также покончить с черным рынком такси. Удастся ли добиться поставленных целей?

— Новый закон упорядочит работу перевозчиков. Все водители будут иметь официальное трудоустройство и социальные гарантии в рамках закона. Пассажирам будет обеспечена безопасность, они будут ездить по строго определённым тарифам, заплатив за услугу, получат квитанцию. Соответственно службы такси не смогут уйти от уплаты налогов, что хорошо для экономики региона, — считает коммерческий директор екатеринбургской транспортной компании «Скай» Инна Афанасьева.

Однако не все представители профессионального сообщества настроены столь оптимистично. Некоторые из них выражают недоумение по поводу тех или иных пунктов закона. К примеру, зачем нужен таксометр, если у каждой фирмы фиксированный тариф: за один километр — столько-то рублей?

Допустим, пассажир собрался в соседнюю область. Таксист должен довезти его только до границы регионов, чтобы там человек вызывал другую машину? Ведь лицензия будет действительна лишь в регионе, где её выдали.

— Считаю, для пассажиров последствия будут негативные, так как формальности вроде «шашечек» для них значения не имеют, а платить за поездку придётся больше. Расходы компаний в связи с нововведениями возрастут, компенсировать их постараются за счёт клиентов. Чёрный рынок пассажироперевозок в любом случае останется: каждую машину не проконтролируешь. Но для таксистов, которые получат лицензии, новый закон даже выгоден. Они будут больше зарабатывать, ведь стоимость их услуг возрастёт, а число конкурентов сократится. При этом огромное число людей, не сумевших вписаться в новые правила, останется без работы, — считает заместитель директора екатеринбургской компании «Такси «De Luxe» Павел Сидоренко.

Безусловно, с рынка будут вытеснены, в первую очередь, мелкие и средние компании, для которых расходы, связанные с выполнением новых правил, будут слишком обременительными. Каков будет процент оставшихся на рынке игроков, сложно предположить.

— Данный вид деятельности последние годы не лицензировался, поэтому в настоящее время трудно сказать, сколько всего служб такси работает в Свердловской области. Многие ли, когда ставят машину на учёт, указывают, что она будет использоваться для коммерческих перевозок? Но попробуйте «голосовать» на обочине, желающие вас подвезти всегда найдутся, — отмечает начальник отдела транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Юрий Кожевников.

По его словам, с сентября областное министерство начнёт выдавать разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Отдельную лицензию нужно будет получать на каждое транспортное средство, даже в том случае, если все автомобили таксопарка принадлежат одному предпринимателю.

Стоит отметить, что по закону, разрешение выдаётся в случае, если автомобиль является собственностью предпринимателя или приобретён в лизинг. Тот, кто арендует машину или ездит по доверенности, лицензию не получит.

Председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин считает, что таким образом нарушаются права людей, которые годами работали на автомобилях, взятых в аренду.

— Закон сырой, непродуманный. Учитывая интересы лишь крупных компаний, он может за короткое время разрушить рынок, который складывался в в течение 20 лет. С 1 сентября закон вступает в силу, но во многих регионах лицензии начнут выдавать только в сентябре. Инфраструктура для его выполнения не сформирована. Даже в Москве водителям будет сложно осуществлять ежедневный предрейсовый осмотр. Что говорить о маленьких городах? В крайне невыгодном положении окажутся пассажиры и таксисты, живущие на краю областей и вынужденные ездить в соседние регионы. Если на региональном уровне примут решение ввести единый цвет кузовов для всех такси, это повлечёт дополнительные расходы таксомоторных фирм, — подчёркивает Ярослав Щербинин.

По его словам, профсоюз «Таксист» уже не раз организовывал акции протеста и намерен проводить их в дальнейшем. Московские таксисты — члены профсоюза собирают подписи, чтобы обратиться в Государственную думу и добиться изменения закона.

Я позвонила в Свердловскую территориальную организацию Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, чтобы узнать, предпринимают ли какие-то действия таксисты Среднего Урала. Но мне ответили: таксисты в профсоюзе не состоят.

На региональном уровне соответствующий закон пока не принят. Его проект депутаты Свердловской областной думы планируют рассмотреть после летних каникул.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
03.10.2011 Министр транспорта Свердловской области Геннадий Маренков: Цена на услуги такси с введением обязательного лицензирования не изменится

УрБК, Екатеринбург, 03.10.2011. В Екатеринбурге состоялась выдача первых лицензий на деятельность такси. В мероприятии ...

03.10.2011 В Екатеринбурге начата выдача первых лицензий на деятельность такси

УрБК, Екатеринбург, 03.10.2011. Сегодня в Екатеринбурге состоится выдача первых лицензий на деятельность такси, в ...

31.08.2011 В Краснотурьинске зафиксировано уменьшение числа таксистов

УрБК, Екатеринбург, 31.08.2011. Жители Краснотурьинска обеспокоены тем, что в последнее время становится все труднее ...

04.08.2011 «РБК daily» и Анна Резникова: Таксисты открывают «желтый фронт» против чиновников, «шашечек» и таксометров

Таксисты создают Национальный совет такси Российской Федерации, а сегодня обещают провести по всей стране акции ...

25.07.2011 Сопредседатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков: С сентября цены на проезд в такси могут вырасти на четверть

УрБК, Москва, 25.07.2011. Стоимость таксомоторных перевозок в России с сентября 2011 года существенно увеличится. Об ...