Пока свердловские власти и лично губернатор Александр Мишарин рассуждают об инновациях и модернизации, Свердловская железная дорога продолжает наносить ущерб целым отраслям регионального бизнеса. Судя по всему, именно СвЖД виновна в коротком, но весьма ощутимом бензиновом кризисе в Екатеринбурге. Областные власти видимых усилий для решения проблемы не предпринимают. Возможно, потому, что в правительстве региона слишком много выходцев из СвЖД.
Накануне на целом ряде АЗС Екатеринбурга, в том числе в сети «Газпромнефть-Урал», отсутствовал в продаже бензин АИ-92. Этот факт живо обсуждался на интернет-форумах уральской столицы. Судя по записям, данная марка топлива отсутствовала в различных районах города, при этом внятно объяснить проблемы происходящего операторы заправок не могли.
Сегодня ОАО «Газпромнефть-Урал» сформулировало свою официальную позицию. По версии трейдера, причиной дефицита стали перебои в поставках топлива с нефтеперерабатывающего завода в Омске.
«Дефицит бензина марки АИ-92 на АЗС сложился по причине задержек в транспортировке топлива с нефтеперерабатывающих заводов», — заявил УрБК начальник сектора по связям с общественностью ОАО «Газпромнефть-Урал» Вадим Салий.
В компании виновника задержки тактично не называют, но всем ясно: речь идет о СвЖД. Руководство магистрали свою позицию тоже высказало. На какие-то новации в объяснениях никто не рассчитывал. Позиция железнодорожников известна: с увеличением приватного подвижного состава проблема встречных пробегов порожних вагонов различных собственников обострилась, и виноваты в этом они сами — компании якобы не могут грамотно организовать свою логистику.
Второй момент — летние путевые работы. В СвЖД признают, что они действительно отрицательно влияют на пропускную способность.
Впрочем, потребителям услуг РЖД на Урале от этого легче не становится, а конфликт предприятий с железнодорожниками из локального превращается в международный. Руководство ОАО «Сухоложскцемент» намерено обратиться к своим немецким акционерам с просьбой помочь в решении сложностей с вывозом готовой продукции на уровне Правительства России. О своей готовности поддержать демарш уже заявил областной Союз промышленников и предпринимателей, один из главных критиков Свердловской железной дороги.
Как заявляют производители цемента, ситуация критическая: заводы приходится останавливать, и речь идет уже о судьбе их бизнеса.
Еще хуже ситуация в лесной отрасли.
«Промышленность полностью парализована. Причем с каждым днем становится все хуже. Только в мае нам правительство обещало улучшение ситуации, однако в июле из 68 вагонов, требующихся для перевозки, мы получили всего один», — заявил сегодня УрБК директор ООО «Уральский лес», член свердловского отраслевого некоммерческого объединения работодателей «Уральский союз лесопромышленников» Ринат Рахимов.
Итак, СвЖД прямо или косвенно продолжает наносить ущерб региональному бизнесу в различных его сегментах. В ситуации же с блокированием поставок бензина вред нанесен тысячам рядовых граждан, далеких от коммерческих и организационных противоречий промышленных гигантов.
Железнодорожники, в свою очередь, уверяют: трейдеры виноваты сами.
«Предприятия недостаточно четко спланировали логистику поставки нефтепродуктов. Ни от ОАО «Газпромнефть-Урал», ни от ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» накануне «бензинового дефицита» не поступало информации о нехватке бензина АИ-92 на складах. Более того, проанализировав ситуацию с подходом бензина АИ-92 на нефтебазу ст. Сысерть, становится очевидно, что со стороны Свердловской железной дороги критически неритмичных непоставок не было», — уверяют в СвЖД.
«Свердловская железная дорога всегда готова адресно решать возникающие вопросы с предприятиями, оперативно реагируя на их запросы», — заявили в компании.
Увы, оптимистичных прогнозов на этот счет никто не строит. Вот только на открытую критику СвЖД решаются немногие.
«Это может нам слишком дорого обойтись, лучше потерпеть и не раздувать эту тему», — заявили УрБК в одной из компаний, имеющих претензии к железнодорожникам.
Свое видение ситуации представили и областные власти. У них виноватыми оказались все: и СвЖД, и промышленники.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Геннадий Маренков подтвердил, что сбои произошли именно из-за задержек цистерн на железной дороге. С другой стороны, «Газпромнефть-Урал» и «Лукойл-Пермнефтепродукт» пожурили за отсутствие должных резервов топлива для преодоления форс-мажорных ситуаций.
Кстати, очередное совещание по данной проблеме прошло в минпроме сегодня. Особого удовольствия от встречи никто не испытал: стороны в очередной раз разошлись, договорившись решать спорные вопросы в рабочем порядке.
В защиту СвЖД можно сказать разве что одно: в других регионах ситуация аналогичная. В связи с ростом объемов промышленного производства и реформированием ОАО «РЖД» предприятия Челябинской области тоже испытывают серьезные трудности с грузоперевозками. Одним из наиболее острых вопросов, волнующих грузоотправителей, является проблема обеспечения подвижным составом.
По словам начальника транспортного управления ОАО «Автомобильный завод «Урал» Дмитрия Кургаева, автозавод имеет серьезные проблемы с исполнением условий крупного оборонного заказа в связи с дефицитом железнодорожных платформ у операторов подвижного состава.
В самом ОАО «РЖД» проблему признают и невесело констатируют: нехватка вагонов уже спровоцировала уход грузов на другие виды транспорта.