Министерство промышленности и торговли РФ завершило выдачу сертификатов в рамках государственной программы по утилизации старых автомобилей.
Напомним, проект стартовал в марте 2010 года. Россияне могли сдать в утиль свою старую машину (возрастом больше 10 лет) и получить взамен сертификат на скидку в размере 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля российского производства. В программе участвовали 85 моделей автомобилей, включая иномарки, выпускаемые на территории России.
Автоцентры Екатеринбурга подводят итоги реализации государственной инициативы. Большинство дилеров хорошо о ней отзываются и говорят о значительном росте спроса на личный транспорт, но при этом сетуют на то, что правительство до сих пор не расплатилось по сертификатам.
«Процесс получения денег от правительства долгий. Проходит полгода, прежде чем мы получаем обещанные 50 тыс. рублей за 1 автомобиль. Бюрократических моментов очень много. Для этой работы нужен отдельный человек, который бы все проверял и отслеживал. На данный момент мы еще не получили 3 млн. рублей», — сообщает и.о. руководителя отдела продаж ЗАО «ТЕТТА Моторс» (официальный дилер Ford) Алексей Юрьев.
Всего за период действия программы было выдано 600 тыс. утилизационных сертификатов на общую сумму 30 млрд. рублей. Продлевать программу правительство РФ не планирует. Однако сегодня дилеры довольны ее результатами.
«Большим спросом пользовались автомобили марки Skoda Fabia и Skoda Octavia. Кроме того, в 2010 году по первой машине импортер предлагал скидку в 50 тыс. рублей, это было еще одной причиной покупать именно эту модель. В тот период был просто пик продаж. Общее количество транспортных средств, проданных по сертификату, составило порядка 300 автомобилей. Спрос возрос, продажи легковых машин увеличились в 2011 году по сравнению с 2010-м в 1,5 раза», — говорит руководитель отдела продаж автоцентра «Асмото Славия» Александр Попов.
«За время действия программы нам удалось продать 100 машин — 81 в 2010-м и 19 в 2011 году. Наибольшим спросом пользовалась модель Ford Focus, потому что она значительно дешевле. Благодаря реализации проекта люди избавились от старых автомобилей, а мы увеличили продажи. Хотя кардинально объемы продаж не выросли. Судите сами, в среднем за месяц мы продавали 60 автомобилей, по сертификату за тот же период проходило 8 машин», — сообщает А. Юрьев.
«Результаты участия в проекте оцениваем положительно, он обеспечил дополнительный приток клиентов в наши автосалоны. Однако высокую эффективность программа принесла АвтоВАЗу, ведь в наших салонах она была доступна только для автомобилей «Форд». Безусловно, мы получили дополнительных клиентов в рамках марки, в среднем их доля составляла 9–10%. В частности, за II квартал 2011 года нашими дилерскими центрами в Екатеринбурге было реализовано 9,2% от общего количества переданных клиентам «Фордов». В абсолютных цифрах это 44 автомобиля», — информирует руководитель отдела маркетинга группы компаний «Независимость» в Уральском регионе Светлана Петровых.
Утилизаторы также поддерживают оптимистичный настрой дилеров.
«Обсуждать необходимость и нужность государственной программы считаю неуместным. Раз государство решило ей заняться, то сделало это не зря. Программа была направлена на поддержание отечественного автопрома, и, считаю, это ей удалось. Наша компания за 1,5 года утилизировала порядка 2600 автомобилей. Из них около 85% — это машины отечественных марок, 15% — старые иномарки, 10–15 единиц — раритетные автомобили. Если правительство будет продолжать программу утилизации, то мы готовы вновь принять в ней участие», — говорит заместитель генерального директора по развитию ОАО «Автоколонна 1212» Александр Артамонов.
При этом господин Артамонов воздержался от комментариев по поводу финансовой выгоды от участия в проекте.
Однако не всем дилерам удалось извлечь прибыль.
«От коллег слышал, что спрос на отечественный автопром возрос на 30%. Но наш автосалон реализует только автомобили марки Volkswagen. За 1,5 года реализации программы нами было получено 9 сертификатов. Сложно сказать, что программа помогла повысить продажи. Спросом пользовались лишь ликвидные модели, которые и так бы были проданы. Мы надеялись на то, что проект значительно повысит спрос на дорогие модели. В Германии было нечто подобное, она показала хорошие результаты, возрос спрос на дорогие автомобили. Однако немецкое правительство выделяло на машину по 5 тысяч евро, у нас же выделялось 50 тыс. рублей. Кроме этого, мы не думали, что будет столько бюрократических проволочек. С точки зрения клиента, госинициатива интересна, но с точки зрения сотрудника компании — практически нет. Согласование документов на участие в программе заняло 3 месяца. В Москве придирались к бумагам вплоть до пунктуации. На наш взгляд, в дальнейшем нужно повысить стоимость сертификата и расширить модельный ряд автомобилей. Да и деньги от сертификата поступают на счет лишь через полгода, а это невыгодно. Получается, мы продавали машины в кредит», — резюмировал руководитель отдела продаж автомобильного центра «Вольф» Альфред Шамсияров.
Оксана Морозова