В каждом третьем регионе России малый и средний бизнес демонстрируют резкий рост спроса на кредиты. Всего с начала года, по данным Центробанка, объем займов составил 1,67 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34,2%. Основной тренд — уменьшение доли столиц вследствие роста кредитных аппетитов региональных предпринимателей. В первую десятку потребителей финансов решительно ворвалась и Свердловская область, заняв сразу 7-е место.
В топ-10 регионов изменения серьезные. Первое и второе места за собой сохранили Москва и Санкт-Петербург. Московская область за счет гигантского рывка (+87,14%) подвинула с третьей строчки Краснодарский край. С 8-й сразу на 5-ю позицию поднялась Ростовская область, Самарская с чуть меньшим показателем спустилась на 6-е место. Новичком топ-10 стала Свердловская область, где финансирование малого и среднего бизнеса выросло на 56,7%, до 46,7 млрд. рублей, благодаря чему регион поднялся с 11-й сразу на 7-ю строчку. Нижегородская область уступила одну позицию, Татарстан потерял 3 строчки. Тюменская область (включая ХМАО и ЯНАО) замыкает десятку.
Банки в регионах, в свою очередь, констатируют: малый бизнес действительно становится активным потребителем кредитных продуктов.
ОАО «СКБ-банк», к примеру, уже в I квартале вошло в топ-30 российских банков — крупнейших кредиторов малого и среднего бизнеса, выдавая в среднем по 1 тыс. кредитов в месяц. По количеству выданных кредитов банк стал первым на Урале и четвертым в России, обогнав крупнейшие банки страны.
Банки — в первую очередь, работающие в регионах — чувствуют спрос и готовы его стимулировать с помощью новых предложений — обновления линеек кредитов и либерализации условий кредитования, в том числе путем отмены комиссий и снижения ставок.
Предприниматели лояльности кредитных организаций рады, но, тем не менее, призывают не идеализировать ситуацию.
«Увеличение объемов кредитования малого и среднего бизнеса в Свердловской области еще не означает, что происходит какое-то его особенно бурное развитие. Малый и средний бизнес обращается в банки, потому что ему не хватает денег, это скорее свидетельствует о том, что он еще не полностью отошел от последствий кризиса», — полагает президент Союза предприятий малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков.
Согласно данным союза, основные потребители кредитных ресурсов из сферы МСБ — это торговля, металлургия, сфера услуг, ремонт и общепит, строительство. Им деньги дают охотно. Труднее приходится производственно-инновационным предприятиям малого и среднего бизнеса: банки опасаются давать им кредиты, считая, что риски в этой сфере пока велики.
Тем не менее в кредитных организациях уверены: процесс будет идти по нарастающей и если в 2010 году рынок кредитования предприятий малого и среднего бизнеса увеличился на 20%, то в году текущем этот результат вполне по силам превзойти, нарастив объемы еще на 25%.
Анастасия Куликова