«РБК daily» и Галина Старинская: «Сургутнефтегаз» сбыл весь бензин на бирже
Продажа нефтепродуктов на бирже оказалась по душе «Сургутнефтегазу». Компания по итогам мая реализовала почти весь произведенный бензин на петербургской бирже, а также 77% авиатоплива. Впрочем, это не компенсирует выпавшие в прошлом месяце объемы бензина «Роснефти» и «Газпром нефти».
Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, в мае «Сургутнефтегаз» продал на торгах около 67 тыс. т бензина, или 97,18% от произведенного объема (см. таблицу). Почти такой же объем реализовала ТНК-ВР — 66 тыс. т (17,18%), ЛУКОЙЛ — 33,3 тыс. т (8,12%). «Роснефть» и «Газпром нефть» бензин на бирже не продавали. Ранее представители компаний объясняли приостановку биржевых торгов необходимостью направлять бензин в регионы, где сложилась напряженная ситуация с обеспечением топливом (см. РБК daily от 30.03.11). Высвободившиеся объемы они реализуют своим сбытовым «дочкам» по ценам ниже биржевых, что позволяет им сдержать розничные цены.
Лидером по продаже авиатоплива тоже оказался «Сургутнефтегаз». Компания продала 76,73% (55 тыс. т). Около 37%, или 42,8 тыс. т авиатоплива реализовала «Роснефть». Госкомпания также поставила больше всех дизтоплива — 173 тыс. т (19,42%).
Увеличение активности «Сургута» на топливной бирже аналитик БКС Андрей Полищук связывает с заградительными пошлинами на экспорт бензина, которые начали действовать в мае. Государство подняло вывозные экспортные пошлины на топливо до 90% от пошлины на нефть. «Но я думаю, что «Сургутнефтегаз» ничего не потерял. Цены на бирже иногда гораздо выше контрактных», — добавляет он. Связаться с представителем «Сургутнефтегаза» вчера вечером не удалось.
Тем не менее дополнительные объемы бензина «Сургутнефтегаза» не смогут компенсировать выпавшие со стороны «Роснефти» и «Газпром нефти» и повлиять на ситуацию на биржевом рынке, отмечает директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков. В апреле «Роснефть» продала на СПбМТСБ 80 тыс. т, «Газпром нефть» — 116,4 тыс. т бензина. Спрос на этот вид топлива на внутреннем рынке по-прежнему существенно превышает предложение, добавляет г-н Строков.
Для насыщения рынка бензином чиновники решили продлить производства Евро-2. Однако, чтобы нефтяники не отменяли своих планов по модернизации НПЗ, Минэнерго вчера предложило понизить акцизы на бензин класса 3 и повысить — на бензин класса 2. «Цены на заправках будут примерно одинаковые, но те, кто продает Евро-2, должны будут платить какой-то повышенный акциз, скажем, в 2 руб. с литра», — сказал замминистра энергетики Сергей Кудряшов (цитата Прайм-ТАСС).