«Коммерсантъ», Елена Никищенко и Виталий Мосеев: В полный рост
В Уральском федеральном округе (УрФО) повысились оптовые и розничные цены на бензин и дизтопливо. В начале мая наибольший рост произошел в Челябинской и Курганской областях — от 50 копеек до 1,4 рубля. Участники рынка объясняют ценовую политику ростом цен на нефть, повышением акцизов и инфляцией. Эксперты прогнозируют, что рост цен к концу года увеличится, что приведет к вытеснению с рынка мелких торговцев топливом.
На Урале в начале мая поднялись цены на бензин и дизельное топливо. Как следует из результатов мониторинга, проведенного антимонопольными службами УрФО, значительное повышение цен произошло в Курганской и Челябинской областях. Оптовые цены на ЗАО «Оптан-Курган» на бензин марки Аи-92 повысились с 26,3 тыс. рублей за тонну в середине апреля до 28,3 тыс. рублей в начале мая. «Роснефть — Курганнефтепродукт» повысил цены на Аи-92 на 8,5% с 25,9 тыс. рублей до 28,1 тыс. рублей. ЗАО «Оптан-Курган» повысил розничные цены на дизельное топливо на 6,6% с 22,8 рублей до 24,3. ОАО «Роснефть — Курганнефтепродукт» повысил цены на дизельное топливо на 7%, рост цен на бензин в среднем составил 3,3% (70 копеек). Все марки бензина на заправках ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» в Курганской области подорожали на 3% (70 копеек). В Челябинской области «Лукойл-Уралнефтепродукт» с 25 апреля по 4 мая повысил цены на нефтепродукты в среднем на 60 копеек. Цены на разные марки бензина на «Газпромнефть-Челябинск» в среднем выросли на 50-70 копеек, цена на дизельное топливо повысилась с 22,5 до 23 рублей. Самое значительное повышение цен в Челябинской области произвела независимая компания ООО «Регион»: там А-92 вырос с 21,7 до 23,1 рублей. На заправках ОАО «Газпромнефть-Тюмень» цены на все марки бензина в начале мая повысились в среднем на 30-50 копеек. ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» (Тюменский филиал) повысил цены на А-80 и А-92 на 35 копеек. Цены на топливо также поднялись в Свердловской области, однако подробности проведенного мониторинга в региональном УФАС вчера «Ъ» получить не удалось.
Как пояснили в ОАО «ЛУКОЙЛ», повышение цен на заправках компании связано с ростом мировых цен на нефть, налогов и инфляцией. Решить проблему, как считают в компании, может снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «Вопрос по поводу дефицита бензина, роста цен обсуждался на прошлой неделе с премьером Путиным. Было дано поручение российскому министерству финансов и энергетики отработать схему снижения НДПИ, складывающегося из мировой цены на нефть и влияющего на цену бензина», — пояснили «Ъ» в пресс-службе ЛУКОЙЛа. В течение мая, как ожидают в компании, произойдет незначительное повышение цены на все виды продукции, в среднем на 30 копеек за литр.
Однако эксперты с нефтяниками не согласны и прогнозируют значительный рост цен и вытеснение мелких торговцев нефтепродуктами с рынка. «В ХМАО намечается искусственный дефицит топлива: заводы не отпускают бензин независимым заправщикам. Чтобы сдержать истощение запасов, они вынуждены повышать цены. Это может привести к большим проблемам, а затем и вытеснению мелких участников рынка. Если акцизы на бензин не снизятся, цены на разные марки могут дойти до 30 рублей за литр», — прогнозирует директор агентства нефтегазовой информации «Самотлор-экспресс» Рим Арсланов. С ним согласен старший аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев, он отмечает, что ситуация с ростом цен из-за дефицита топлива — типична для регионов России. «В мае прогнозируемый рост цен в розницу — на уровне 10%, это примерно 3 рубля за литр. Ограничение экспорта подтолкнет нефтяников направлять нефтепродукты на внутренний рынок, но это не приведет к снижению цен, поскольку высок дефицит на рынке бензина. Снижения цен не произойдет, пока моржа нефтяников не дойдет до нормального уровня», — прогнозирует эксперт.