Статьи

«Ростехнологии» умерили аппетиты «Титановой долины»

20 январь 2011 (18:31)

Авторы одного из самых долгожданных проектов свердловских властей — особой экономической зоны «Титановая долина» — пытаются понять, как обеспечить ее инфраструктурой. В планах — строительство роскошных автотрасс и даже включение в «зону» Нижнего Тагила. О нюансах реализации проекта с уральскими промышленниками говорил сегодня в Екатеринбурге заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Алексей Алешин.

Во встрече также приняли участие президент Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Сергей Максин, региональный министр промышленности и науки Александр Петров, ректор УрФУ Виктор Кокшаров и другие.

Обратившись к коллегам со вступительным словом, топ-менеджер госкорпорации отметил, что интерес властей к машиностроительной отрасли в последние годы возрос. Правда, пока только со стороны первых лиц государства.

Алексей Алешин в Екатеринбурге честно признал: думать о производстве на заводах «Ростехнологий» инновационной продукции рано
Алексей Алешин в Екатеринбурге честно признал: думать о производстве на заводах «Ростехнологий» инновационной продукции рано

«Раньше машиностроители были как нелюбимая дочь по сравнению с предприятиями ТЭК, но сейчас ситуация меняется. 31 января состоится комиссия по экономике при президенте, где будут рассмотрены и инвестиционные программы предприятий ТЭК, и наших предприятий», — пообещал гость из Москвы.

Промышленникам уже сегодня есть чем гордиться: в ОАО «Газпром» на инновации тратится 0,33% корпоративного бюджета, у предприятий «Ростехнологий» — 3%. Правда, в абсолютных величинах бюджеты у корпораций разные.

Износ в машиностроительной сфере сегодня самый высокий — в среднем 75%, и, как признал Алексей Алешин, рассчитывать на создание инновационной конкурентоспособной продукции в таком положении просто смешно.

Тем не менее производить инновации и научиться их воспринимать очень хочется, более того, эти задачи «Ростехнологии» ставят перед регионами как приоритетные.

Продемонстрировать возможность производства этих инноваций на примере «Титановой долины» попросили Александра Петрова. Но тот оказался не готов к выступлению, в чем незамедлительно признался.

«Я не был уверен, что успею на совещание, поэтому выступать вместо меня будет мой заместитель», — пояснил министр.

Замена оказалась достойной. Валерий Турлаев уверенно заговорил о преимуществах и возможностях будущей зоны и даже объяснил то, что пока понятно единицам: как она будет выглядеть в конечном варианте. Аппетиты свердловского правительства удивили даже Алексея Алешина.

Раз в квартал в зале Уральского оптико-механического завода собирается весь цвет уральского машиностроения
Раз в квартал в зале Уральского оптико-механического завода собирается весь цвет уральского машиностроения

По словам представителя министерства, в ОЭЗ планируется разместить до трети мирового производства титановой продукции. Уже определены границы участка, есть схема генплана, определены рекреационные зоны и зоны жилой застройки — на предприятиях «Титановой долины» планируется задействовать от 8 до 10 тыс. человек.

Потенциальных участников будут заманивать наличием инженерной инфраструктуры, модернизированным военным аэродромом «Салка», шестиполосной магистралью от Екатеринбурга до Нижнего Тагила и не менее амбициозной трассой от Нижнего Тагила до Верхней Салды. Резидентам зоны разрешат не платить налог на имущество и на землю, не уплачивать таможенных сборов, а налог на прибыль составит всего 15%.

Всего на создание «Титановой долины», в которую на начальном этапе войдет около 20 резидентов, планируется к 2016 году потратить 50 млрд. рублей. Налоговые отчисления от этой деятельности к этому времени ожидаются в размере 3 млрд. в год. От самих резидентов требуется соблюдение всего одного, но очень дорогостоящего условия: инвестировать в собственное производство минимум 3 млн. евро, в том числе 1 млн. — в первый год.

«Как правило, деньги — это то, чего всем не хватает. А у вас 3 млн. евро инвестиций. Если это экономическая зона, направленная на привлечение новых технологий, не надо на ней так сразу наживаться», — умерил пыл свердловчан Алексей Алешин.

Вслед за Виктором Христенко помощь свердловским машиностроителям в привлечении инвестиций обещают и «Ростехнологии»
Вслед за Виктором Христенко помощь свердловским машиностроителям в привлечении инвестиций обещают и «Ростехнологии»

С такой постановкой вопроса не согласился Александр Петров. Он напомнил московскому гостю, что сумма в 3 млн. евро — это не уральское изобретение, а требование федерального закона. А Свердловская область и так все последние годы делала все, чтобы ускорить создание многострадальной «Титановой долины».

Чиновника поддержал гендиректор базовой компании проекта — ВСМПО «АВИСМА», озвучив неожиданную идею.

«Мы планируем массовый выезд потенциальных титановых резидентов в марте, тогда же и будем подписывать соглашения. А Нижний Тагил вообще предлагается присоединить к экономической зоне в рамках специального соглашения», — заявил Михаил Воеводин.

По-видимому, присоединение к промышленной зоне целого города должно облегчить решение вопроса о создании жилой инфраструктуры: вместо строительства новой можно привязать уже существующую.

Остальные участники совещания, далекие от «титановых» вопросов, пытались решить свои проблемы. Правда, к госкорпорации эти интересы не относились.

В завершение заседания, пользуясь недолгим присутствием в зале Александра Петрова, гендиректор «Уралтрансмаша», бывший тагильчанин Юрий Комратов сделал беспроигрышное предложение: «А хорошо бы все-таки трамваи наши закупить, чтобы они по Екатеринбургу ходили».

Но министр был непреклонен.

«Мне трамваи эти уже по ночам снятся», — на ходу бросил Александр Петров именитому промышленнику.

Анна Шабалина

Другие материалы по теме: