Статьи

Игорь Дубровин: Новое здание филармонии откроется в 2023 году

5 февраль 2020 (12:54)

На вопросы УрБК ответил директор АНО «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области» Игорь Дубровин.

— Игорь Виленович, как появился проект строительства нового зала Свердловской филармонии? Как стала возможной его реализация?

— Идея о том, что нашей филармонии тесно в ее нынешнем здании, появилась очень давно. Разговоры о строительстве нового корпуса велись еще десять лет назад. Наконец, в последние годы они начали приобретать реальные очертания.

В 2018 году, в соответствии с указом губернатора, был проведен международный открытый конкурс на архитектурно-художественную концепцию нового зала филармонии. Победителем конкурса стало архитектурное бюро Zaha Hadid Architects. Они презентовали свою концепцию в конце 2018 года на Форуме 100+. С той поры началась подготовка к реализации этого проекта.

14 ноября 2019 года мы окончательно решили вопрос с расселением дома на улице Карла Либкнехта, расположенного на месте будущей стройки. 15 ноября губернатор вместе с маэстро Гергиевым и заместителем руководителя бюро Zaha Hadid Architects Кристосом Пассасом презентовали проект на Петербургском международном культурном форуме. Там же был обозначен срок, к которому планируется открыть новый зал. Это произойдет в юбилейном для города 2023-м году. Конечно, первый концерт состоится не 2 января. Но до конца года мы планируем успеть открыть зал.

Изображение предоставлено АНО «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области»

— Архитектурная концепция очень сложная и необычная для нашего города. Будут ли создатели концепции участвовать в строительстве, осуществлять свой авторский контроль над ним?

— Проектировать зал будет Zaha Hadid Architects, и, естественно, они будут осуществлять авторский надзор. Они возглавляют международную команду проекта. Так как строительство будет вестись у нас и по нашим градостроительным нормам, создается и российская команда проекта. Документы пойдут на госэкспертизу под штампом местного проектировщика. Его задача — адаптация архитектурных и проектных решений Zaha Hadid Architects.

В составе российской команды есть представители филармонии. В международной команде принимают участие и театральные консультанты, и специалисты по электронной акустике. Без этих специалистов мы не можем двигаться дальше. Они являются функциональным оператором и задают основные функциональные требования к помещениям, к технологическим процессам, которые будут в этом зале.

— Zaha Hadid Architects будет проектировать и внутреннюю концепцию, зрительный зал, акустику?

— Естественно. Это один объект, он не делится на «внутри» и «снаружи», на то, что над землей и под землей. Это единый культурный объект, включающий все от улицы Карла Либкнехта до Тургенева, от Первомайской до Уральского аграрного университета. Это единое общественное пространство, которое создается по единому замыслу.

В новом здании будет два концертных зала: большой на 1500-1600 мест и камерный на 400 мест. Все это сейчас уточняется, как раз идет корректировка концепций.

Изображение предоставлено АНО «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области»

Если говорить о звуке, то это будет лучшая архитектурно спроектированная акустика из залов, которые есть в России на сегодняшний день. Основой для проектирования этой акустики, конечно, будет симфоническое исполнение. Предусмотрены элементы трансформируемой сцены, рассматривается вопрос устройства оркестровой ямы. В первоначальной концепции ее не было, но эта идея была предложена маэстро Гергиевым как раз 15 ноября, когда презентовали проект в Санкт-Петербурге. Рассматривается возможность трансформируемого зала. Безусловно, будет предусмотрена техника и аппаратура для видеосъемки и звукозаписи концертов для их дальнейшей трансляции в том числе в рамках виртуальных концертов, которые уже давно практикует наша филармония.

Из интересных особенностей нового здания нужно отметить новую планировку зала. Он не будет напоминать классический прямоугольный зал с партером, рядами и балконами, известный как «обувная коробка» (shoesbox). Мы создадим зал по новой концепции, «зал-виноградник» (grape), где балконы и ложи расположены как террасы виноградника и огибают сцену как минимум с трех, а иногда и с четырех сторон. Это новый способ компоновки зала, появившийся лет 50 назад. Сейчас так организованы залы Парижской филармонии, Эльбской филармонии в Гамбурге, зал в парке «Зарядье» в Москве.

Изображение предоставлено АНО «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области»

— Что будет реализовано в этом пространстве помимо зрительных залов? Как будет организовано фойе, общие зоны?

— Фойе — это, можно сказать, весьма скромное и старомодное слово, не совсем отражающее суть концепции нового здания филармонии. В нем планируется большое и светлое внутреннее общественное пространство, я бы его назвал именно таким образом. С учетом светопрозрачных фасадов, оно представляет собой единое целое с окружающей средой. С учетом того, что у каждого зала предполагается собственное фойе уже внутри конструктивного строительного кокона, общественное пространство первого этажа будет выступать не в роли преддверия концертного зала, а в роли постоянно открытого общественного пространства.

Изображение предоставлено АНО «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области»

— Филармония сейчас является мощной точкой общественного притяжения, значимым культурным объектом для города. С открытием нового зала она станет еще более привлекательной. Будут ли там кроме концертной деятельности предусмотрены иные активности?

— Это отдельная тема, над которой работают в первую очередь представители филармонии. С учетом этого запроса проектируется внутреннее общественное пространство. Да, там предполагается возможность проведения выставок, отдельных мероприятий, там же будут точки общественного питания, там возможно проведение больших культурных событий. Повторюсь — это пространство не завязано на посещении концертного зала. Туда доступ будет совершенно открытым вне зависимости от наличия билетов на концерт, и это пространство будет жить своей жизнью, вне зависимости от концертной программы того или иного зала.

Над зданием предполагается смотровая площадка в сторону храма и в сторону реки. Она тоже будет открытой для всех желающих.

— Как сад Вайнера будет вписан в концепцию нового здания?

— Сад Вайнера является частью концепции. И в рендерах, и в ролике саду уделяется отдельное внимание. Архитектурная концепция распространяется не только на само здание, но и на всю прилегающую территорию, включая сад. Он станет по-новому организованным общественным пространством, предполагающим высокую степень озеленения, ландшафтный дизайн, выполненный в едином ключе с новым концертным залом. В саду будут организованы различные мероприятия и активности в том числе под патронажем филармонии.

— Сад будет открытым?

— Да, сад будет открытым. Мы вдохнем в сад новую жизнь. Это наша цель, мы к ней идем. Причем мы сделаем это как в биологическом смысле — к сожалению, 40 лет за садом никто не ухаживал, и он в плачевном состоянии, так и в общественном смысле: сад заживет новой жизнью.

Вокруг сада было сломано много копий. Но мы видим, что наша идея, наша концепция поддерживаются горожанами. Даже в соцопросе, проведенном на одном из городских порталов, концепция реновации сада победила предложение бросить все как есть. И победила с хорошим отрывом: жителей, которые поддерживают реконструкцию сада, в два раза больше.

Изображение предоставлено АНО «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области»

— Какова будет судьба старого здания филармонии?

— Старое и новое здания будут представлять собой единый комплекс, объединенный внутри. Оба зала исторического здания остаются, у каждого из них будет свой функционал.

— В реализации проекта случилась задержка почти на год из-за необходимости выкупить квартиры в доме на улице Карла Либкнехта, оказавшегося в зоне застройки. Как это сказалось на строительстве?

— Действительно, год понадобился на переговоры с жителями дома на улице Карла Либкнехта. За это время нам удалось договориться со всеми жильцами, все квартиры были приобретены нашей организацией. Идет процесс оформления права собственности.

Да, ужасно жалко было терять год драгоценного времени. Но мы сознательно пошли этим долгим и трудным путем — путем переговоров и убеждения. В результате и со стороны инициаторов проекта, и со стороны Свердловской области полностью соблюдены все интересы граждан, с каждым достигнута договоренность. Хорошо, что в течение этого времени удалось договориться с каждым жителем и интересы каждого жителя были соблюдены. Мы создали очередной прецедент позитивных и честных договоренностей по выкупу жилья для общественных нужд. Считаю, что в целом это был очень позитивный опыт и для города, и для страны в целом. Хотя и очень тяжелый.

— Есть ли у филармонии сегодня потенциал для загрузки двух новых залов? Готова ли сама филармония к такой концертной деятельности?

— Сегодня филармонии очень тесно в том здании, в котором она находится. Причем тесно не только Уральскому филармоническому оркестру, но и в целом филармонии как культурной организации. Есть очень много проектов, которые они хотели бы реализовать, но просто не могут этого сделать из-за недостатка места.

Причем речь идет не только о собственных проектах, создаваемых силами коллектива, но и о гастрольных проектах, которые они готовы пригласить и которые готовы были приехать, если бы сцена это позволяла. Но, к сожалению, и вместимость большого зала исторического здания всего 700 человек, и размеры сцены не позволяют сделать очень многие проекты. Вы, наверное, знаете, что, когда проводился фестиваль «Евразия» в начале декабря, приходилось даже убирать часть кресел и достраивать сцену, чтобы можно было разместить всех исполнителей. Поэтому филармония, на мой взгляд, готова.

— Каковы ожидаемые объемы инвестиций в проект? Кто выступает заказчиком?

— Заказчиком всего проекта определена наша организация — автономная некоммерческая организация «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области». Соответственно, мы будем выступать заказчиками всех работ, связанных с этим проектом. Об итоговой стоимости пока говорить рано, можно будет об этом сказать по завершении проектирования в конце года.

— Будут ли вестись какие-то подготовительные работы до завершения проектирования?

— Обязательно будут. У нас нет времени проходить все этапы по очереди, один за другим. Времени очень мало, и оно дорого. Все, что закон допускает распараллелить, что технология допускает делать одновременно, мы будем делать одновременно. У нас помимо строительства есть вопросы, связанные с демонтажом дома, инженерными сетями. Есть много вопросов, связанных с подготовкой и оформлением различных документов, поэтому работа ведется по многим направлениям уже сейчас. С наступлением теплого времени года выйдем на площадку.

До конца года мы занимаемся проектированием. Работы по демонтажу жилого дома и инженерным сетям будут идти опережающим темпом. Назвать конкретные сроки я сейчас не могу, поскольку идет большая подготовительная работа, очень много вопросов необходимо решить и подготовить до начала физических работ. Могу сказать, что дом будет демонтирован до августа. Если получится это сделать раньше, мы будем делать это раньше.

— Объект подразумевается очень энергонасыщенным. Насколько это место в центре города с уже сложившейся инфраструктурой позволяет провести туда дополнительные мощности по энергетике?

— Я бы сказал, что объект предполагается энергоэффективным. Безусловно, дополнительная мощность потребуется, и мы ведем работу со всеми ресурсоснабжающими организациями. Понятно, что работы по сетям должны быть завершены до октября, до начала отопительного сезона. Объем работы очень большой, сроки очень сжатые. Мы благодарны коллегам из сетевых компаний, которые с пониманием относятся к поставленным задачам. У нас с ними очень хорошее конструктивное взаимодействие.

— Готовы ли наша строительная отрасль и промышленность стройматериалов к реализации такого проекта? Сможем ли мы самостоятельно построить новый зал с технической точки зрения?

— Конечно, зарубежные коллеги готовы поставить любые готовые решения, вплоть до бетона и стройматериалов. Но мы стараемся в максимальной мере использовать возможности нашей индустрии. Уверен, что уральским застройщикам вполне по силам реализовать этот проект. У нас есть примеры реализации нетривиальных технических решений, думаю, и этот объект мы сможем возвести. С английскими архитекторами уже согласована позиция, в соответствии с которой мы в максимальной степени будем применять российские строительные материалы и технологии.

Здесь мы исходим из двух соображений: с одной стороны, стремимся поддержать отечественного производителя, а с другой — рачительно расходовать выделенные средства. Поэтому без ущерба для качества и реализации архитектурных решений мы в максимальной степени будем стараться применять российские материалы и технологии.

— Даже сегодня посетители филармонии сталкиваются с проблемами с парковкой: во время концерта машину невозможно оставить в радиусе двух кварталов. Будет ли как-то решаться проблема транспортной доступности нового здания?

— В здании предусматривается подземный паркинг, не готов сейчас точно сказать, сколько там будет машино-мест, но их будет гораздо больше тех 10, которые сейчас есть перед главным входом в филармонию. Объем паркинга будет соответствовать действующим нормативам строительной отрасли.

Первоначально подземный паркинг предполагалось разместить через улицу Карла Либкнехта, на месте сквера, который сейчас находится напротив филармонии. Но нами принято решение, что мы тот сквер трогать не будем. И все работы будут проходить в пятне Карла Либкнехта — Первомайская — Тургенева.

Изображения предоставлены АНО «Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области»

Другие материалы по теме: