Статьи

Авторынок теряет обороты

15 январь 2019 (16:16)

Авторынок теряет оборотыРост российского авторынка в 2019 году в ближайшей перспективе может замедлиться или смениться обратной динамикой. По словам экспертов, ожидаемое повышение цен с 1 января уже дало первые результаты, и в январе-феврале стало возможным падение спроса на новые автомобили ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Представители бизнеса полагают, что в годовом выражении продажи если и увеличатся, то незначительно — на 3-5%, причем это произойдет лишь в случае достаточной стабильности рубля.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году увеличились на 12,8% к 2017 году и достигли 1,8 млн штук. При этом декабрь 2018 года ознаменовался ростом показателя на 5,6% или на 9 227 штук по сравнению с декабрем 2017 года — превысил 175 тыс. автомобилей.

При этом, согласно предварительной оценке аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в 2018 году выросла на 7,5% и составила 1,43 млн руб. Средняя стоимость иномарки достигла 1,65 млн руб., а отечественного автомобиля — 625 тыс. руб.

По словам экспертов, такой рост цен в основном стал результатом изменения валютного курса. Между тем в 2019 году ожидается действие целого ряда факторов, способствующих подорожанию автомобилей.

«Все знали, что с увеличением налога на добавленную стоимость (НДС) и ростом пошлин на ввозимые транспортные средства стоимость автомобилей увеличится. Поэтому те, кто хотел купить машину, сделали это до Нового года, зачастую залезая в кредиты. Этим объясняется всплеск активности на рынке, в том числе уральском», — пояснил представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов.

С первых дней 2019 года ценовые прогнозы начали сбываться. Отреагировав на увеличение НДС с 18 до 20%, многие автопроизводители уже пересмотрели свои прайсы.

Так, по данным сервиса «Цена Авто», на 10 января отечественный «АвтоВАЗ» добавил к стоимости своих моделей по 15-25 тыс. руб., то есть 2,5-3%. Японский бренд Mitsubishi увеличил розничные цены на весь модельный ряд на 20-64 тыс. руб. Компания Nissan добавила к ценам на отдельные модели от 11 до 85 тыс. руб.

Европейские марки также обновляют ценники на свои автомобили. Например, Citroen повысил цены у четырех своих моделей (на 20-100 тыс. руб.), Peugeot — тоже у четырех (на 20-80 тыс. руб.), Renault — у двух (на 15-38 тыс. руб.). Кроме того, обновили ценники такие бренды, как BMW, Ford, Jeep, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Skoda, Smart, Toyota.

Между тем, по словам экспертов, этот рост — только начало ожидаемого в текущем году повышения. В дальнейшем процесс может продолжиться из-за волатильности рубля, новых санкций США и других факторов. Обостряет ситуацию нерешенный вопрос о продлении мер господдержки покупателей автомобилей, которая является одним из обязательных условий положительной динамики авторынка на сегодняшний день.

«Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в I квартале. Однако основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и стабильности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением: 1,87 млн единиц, что на 3,6% больше, чем в прошлом году», — отмечает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

По словам Максима Едрышова, помимо господдержки необходимым условием даже небольшого увеличения авторынка должен стать приемлемый курс рубля. Однако в любом случае показатель роста не будет двузначным, как в 2018 году, поскольку экономических оснований для этого нет.

«Очень многое зависит от курса нашей национальной валюты: если он не будет устраивать автопроизводителей, они могут в очередной раз поднять цены. Между тем разницу даже в 15 тыс. руб. люди замечают и реагируют на нее. Скорее всего, от покупки автомобилей они не откажутся: это процесс постоянный. Но даже при условии приемлемого курса рубля увеличение продаж уже будет небольшим, поскольку говорить о росте экономики пока не приходится. При худшем же сценарии показатели останутся на прежнем уровне», — рассказал Максим Едрышов.

Таким образом, авторынок сегодня вступает в достаточно сложный период, и сохранить положительную динамику он сможет только при благоприятном стечении целого ряда факторов. Эксперты отмечают, что более устойчивой тенденции к восстановлению препятствует низкая платежеспособность граждан, их закредитованность, а также отсутствие политической и экономической стабильности.

Другие материалы по теме: