Статьи
14.08.2015

Уральский туризм без финансирования

Уральский туризм без финансированияТекущий сезон летних отпусков не принес Свердловской области существенного роста рынка въездного и внутреннего туризма. Несмотря на работу ряда организаций и инициативных групп по созданию привлекательных маршрутов и событийных мероприятий, объем турпотока по сравнению с прошлым годом почти не изменился. По словам экспертов, одной из основных проблем в данной сфере является несогласованность действий разных структур, властей области и самого турсообщества, что тормозит развитие туристической инфраструктуры и приводит к оттоку инвесторов в соседние регионы.

«По сравнению с прошлым годом, объем турпотока остался прежним: заполняемость номерного фонда неплохая, но сам он принципиально никак не вырос, нет серьезных инвестпроектов. Необходимо строительство отелей на разных участках территории региона, но его нет. В течение лета, за исключением выходных дней, были хорошо заполнены санатории, ощущался даже некоторый дефицит. Что касается турбаз и загородных гостиниц, они неплохо закрывались в выходные дни, а в будни там было вполне свободно», — рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Между тем, по его словам, Свердловская область имеет целый ряд значимых предпосылок для более активного привлечения к местному отдыху как свердловчан, так и гостей из других регионов.

«Из наших плюсов можно назвать аэропорт Кольцово, который имеет все шансы стать полновесным хабом. Кроме того, Екатеринбург — мощный индустриальный центр, где достигнут высокий уровень развития и понимания туризма, инфраструктурных задач и так далее. В области же ситуация выглядит несколько иначе. Многократная передача туротрасли от одного министерства другому, несогласованность действий областных властей и турсообщества привели к снижению интереса серьезных инвесторов», — рассказал он.

На сегодняшний день из крупных проектов в области реализуется только «Самоцветное кольцо Урала», по маршруту которого этим летом впервые начали продаваться туры.

«С 6 июня мы запустили автобусы по маршрутам «Кольца». Пока они однодневные, по субботам и воскресеньям. Мы выбрали три тематики: «Уральский быт и ремесла», «Урал промышленный» и «Техника Урала». Туры проходят гарантированно, то есть независимо от наполняемости групп: времени с начала их реализации прошло совсем немного, и загрузка пока неполноценная. Но туристам нравится, и в перспективе мы планируем двух- и трехдневные маршруты. Хотя со средствами размещения и общепита, и даже с туалетами сегодня есть свои проблемы», — рассказала исполнительный директор туроператора «По Самоцветному Кольцу Урала» Мария Галкина.

Следует отметить, что в свое время данный проект вошел в федеральную программу с финансированием в размере 1 млрд 180 млн руб., однако будет ли оно получено в полном объеме, до сих пор неизвестно.

«Мы получили только двадцатую часть этих денег, и остальная под большим вопросом. Отчасти виной все та же несогласованность: где-то не были вовремя поданы документы, где-то возникли накладки, и в результате сегодня проект развивается в основном за счет энтузиазма частного инвестора — отсюда и инфраструктурные проблемы», — пояснил Михаил Мальцев.

Помимо постоянных маршрутов, точками притяжения туристов на Среднем Урале являются событийные мероприятия. В 2015 году наиболее значимыми и посещаемыми из них стали фестиваль барбекю, «Малахитовая шкатулка» и венский фестиваль в Екатеринбурге, горный марафон «Конжак», а также «Турнир косарей» в поселке Арти, где участвовали в том числе иностранные команды.

«В этом году событийные мероприятия собрали больше посетителей, что говорит о повышении их уровня, более комфортной организации площадок и интересных программах. Конечно, ежегодно в каждое из событий вносится какая-то новинка, и организаторы много над этим работают. Впереди еще Ирбитская ярмарка, а также последнее из наиболее крупных мероприятий, поддержанных правительством региона — это фестиваль Au.fest в Березовском. У них тоже есть очень интересные программы, и, судя по числу заявок, гостей и участников будет больше», — рассказала заместитель директора ГБУ СО «Центр развития туризма Свердловской области» Надежда Шестакова.

По ее словам, все эти мероприятия по итогам конкурса получили транспортную и информационную поддержку правительства региона, впрочем, выделенных средств на многие нужды не хватает.

Что касается событий, оставшихся без поддержки, основной формой посещения для них по-прежнему остается самостоятельное путешествие на личном автомобиле, а средствами размещения — туристические палатки.

Как отмечают эксперты туротрасли, на сегодняшний день уровень таких событийных мероприятий крайне недостаточен для привлечения в Свердловскую область существенного потока коммерческих туристов. Их актуальность для жителей иных регионов, а тем более стран, достаточно сомнительна, а зрелищность и степень комфорта для гостей не соответствует современным представлениям о качественном отдыхе. Для создания действительно масштабных и привлекательных проектов необходим совсем иной уровень проработки, в том числе идеологической, а также финансовой поддержки.

Таким образом, по мнению аналитиков рынка, текущий сезон показывает, что Свердловская область как территория притяжения туристов имеет существенный потенциал, который не использует в полной мере. И рост конкуренции со стороны других регионов, в частности, Челябинской области, может сместить полюс притяжения инвесторов, что приведет к негативным последствиям как для туристической сферы региона, так и для его экономики в целом.

Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
23.12.2014 Рынок внутреннего туризма растет за счет шопинга

Одним из последствий валютного кризиса и напряженной политической и экономической ситуации в регионе стала активизация ...

04.04.2014 Семь туристических мероприятий получат финансовую поддержку из бюджета Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 04.04.2014. Совет по туризму Свердловской области определил семь туристических мероприятий, которые ...

17.12.2013 Взять выше: свердловский событийный туризм выходит на новый уровень

Опыт развития событийного туризма в Свердловской области в 2013 году показал, что небольшие мероприятия в удаленных ...

16.12.2013 Точка притяжения: событийному туризму Свердловской области нужны мероприятия федерального масштаба

Опыт развития событийного туризма в Свердловской области в 2013 году показал, что небольшие мероприятия в удаленных ...

11.09.2013 Свердловская область примет участие в туристической выставке в Самаре

УрБК, Екатеринбург, 11.09.2013. Свердловская область примет участие в международной выставке «ТурИндустрия»-2013» в ...