Статьи
26.05.2015

Метро-300: в ожидании политической воли

Метро-300: в ожидании политической волиВ Екатеринбурге последняя станция первой ветки метрополитена была открыта в 2012 году. С тех пор разговоры о дальнейшем строительстве подземки хоть и возникали, но всегда исходили только от администрации города. Тем не менее муниципалитет в одиночку начать строительство не может, так как не располагает достаточными средствами, а вот о поддержке со стороны региональных и федеральных властей пока речи не идет. И хотя возможность получить вторую ветку метро к 2018 году у Екатеринбурга уже упущена, остается шанс, что ее строительство могут начать к 300-летию города. Однако для этого желания одних только горожан мало.

Открывая станцию метро «Чкаловская» в 2012 году, недавно назначенный губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявил, что лично заинтересован в дальнейшем строительстве подземки в Екатеринбурге.

«Строительство метро будет продолжено, как бы сложно ни было, — заявил он тогда, отметив, что разговаривал по этому поводу с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, — И мы договорились помогать городу в реализации этого проекта».

Однако дальше заявлений дело у Евгений Куйвашева, к сожалению, не пошло. Хотя шанс у Екатеринбурга был, так как правительство готово было выделить средства на развитие транспортной инфраструктуры в городах, где будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Тем не менее, в 2014 году стало понятно, что федеральных денег екатеринбургская подземка не получит. Правительство РФ отдало предпочтение метрополитенам Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Очевидно, их лоббистские возможности или политическая воля оказались выше, чем у главы Свердловской области.

С тех пор губернатор Куйвашев о развитии подземки в Екатеринбурге в публичных выступлениях больше не вспоминал, хотя оба его предшественника — Александр Мишарин и Эдуард Россель — не только постоянно говорили о поддержке этого стратегического для города проекта, но и добивались проведения строительства.

Тем не менее, первая ветка Екатеринбургского метрополитена возводилась на 80% за счет средств городской казны. Остальные 20% различными частями поступали из федерального и регионального бюджетов. Для завершения строительства муниципалитету даже пришлось взять кредит в банке, однако сейчас, когда страна переживает финансово-экономический кризис, подобный вариант даже не рассматривается. Мало того, администрация Екатеринбурга, в отличие от нынешнего правительства Свердловской области, всегда была противником того, чтобы быть зависимой от банковских структур при реализации каких-либо проектов.

Так как шанс получить федеральные средства на строительство метро к ЧМ-2018 был упущен, губернатору Свердловской области немедленно дал хорошую подсказку бывший глава Екатеринбурга, а ныне сенатор СовФеда Аркадий Чернецкий. По его словам, государство пока не намерено целенаправленно в рамках всей России выделять для этого деньги, однако у столицы Среднего Урала есть шанс.

«Нужно уже сейчас принимать программу празднования 300-летия Екатеринбурга, и тогда, учитывая опыт подготовки к таким круглым датам, можно рассчитывать на федеральные деньги. Только делать нужно это уже сейчас, так как оставшиеся до юбилея девять лет пройдут очень быстро», — отмечал Аркадий Чернецкий.

После этого губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал распоряжение о создании оргкомитета по празднованию 300-летия Екатеринбурга, однако дальше этого тоже дело не пошло. Ни о каких усилиях областной власти по поиску денег на строительство метрополитена не известно. Не исключено, что их просто нет.

Между тем, согласно опросу горожан, который провели муниципальные власти, строительство второй ветки метрополитена является самым популярным пожеланием к 300-летию города. Есть даже предложение назвать в честь юбилея Екатеринбурга так одну из станций части второй ветки, которая должна соединить район ВИЗ и площадь 1905 года.

По словам генерального директора предприятия «Метрострой ПТС» Юрия Дозорца, только консолидация усилий федеральных, региональных и областных властей может дать толчок для строительства второй ветки метрополитена. По его словам, этот проект достаточно дорогостоящий, и растягивать его на долгие годы, как это было с первой линией, никто не хочет.

«На мой взгляд, реально нужно начинать работы после чемпионата мира по футболу. К тому времени, я надеюсь, изменится ситуация по наполняемости бюджетов всех уровней. Но федеральный центр по этому поводу нужно беспокоить уже сейчас. Нужно проводить подготовительные работы. Пока же есть первая часть проектной документации по выносу сетей и автодорог, но сети сами еще не вынесли, стройплощадок нет, и они не обустроены», — сообщил Юрий Дозорец.

Тем временем, несмотря на готовность подрядных организаций, желание самих жителей Екатеринбурга и администрации города, пока нет ответа от региональных властей, которые, по идее, должны лоббировать этот вопрос и на федеральном уровне.

Можно, конечно, списывать все на финансово-экономический кризис, развитие импортозамещения в машиностроении и сельском хозяйстве, однако время идет, и вместе с ним упускается уже второй шанс увеличить количество станций метро в Екатеринбурге.

Складывается парадоксальная ситуация — верхи, видимо, не хотят, а низы не могут. А тем временем при условии постоянного прироста населения Екатеринбурга и увеличения количества автомобилей подземный транспорт на радость не только экологам, но и горожанам мог бы стать реальным решением многих транспортных проблем в Екатеринбурге.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
22.07.2014 Деньги на строительство метро Екатеринбург может получить в рамках подготовки к 300-летию города

Сенатор Совета Федерации Аркадий Чернецкий на пресс-конференции рассказал, при каких условиях Екатеринбург может ...

22.07.2014 Аркадий Чернецкий озвучил возможность получения Екатеринбургом федеральных средств для строительства метро

УрБК, Екатеринбург, 22.07.2014. Сенатор Совета Федерации Аркадий Чернецкий на пресс-конференции рассказал, при каких ...

04.12.2012 Администрация Екатеринбурга не спешит начинать подготовительные работы для строительства второй ветки метро

УрБК, Екатеринбург, 04.12.2012. Администрация Екатеринбурга не спешит начинать подготовительные работы, необходимые ...

30.07.2012 Строительство метрополитена в Екатеринбурге будет продолжено

УрБК, Екатеринбург, 30.07.2012. Вторая ветка метрополитена в Екатеринбурге будет построена. Об этом заявил губернатор ...

20.04.2011 Член Совета Федерации РФ Аркадий Чернецкий: В 2011 году денег на строительство метрополитена в Екатеринбурге федерация не даст

УрБК, Екатеринбург, 20.04.2011. В 2011 году на строительство станций Екатеринбургского метрополитена из федерального ...