Несмотря на то что ратификация соглашений по вступлению России в ВТО произойдет лишь летом этого года, на местах чиновники и предприниматели говорят об этом как об уже свершившемся факте: пути назад фактически нет, переговорный процесс подходит к концу. Чиновники перечисляют плюсы, морально готовя бизнес играть по новым правилам. Впрочем, у профильных министерств судьба ряда отраслей вызывает серьезные опасения.
Очередной этап обсуждений и подготовки к эпохальному событию инициировали предприниматели. Сегодня на площадке Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей государство и бизнес вновь пытались договориться о способах взаимодействия в кардинально меняющихся условиях. При этом поведение ряда областных министров вызывает у бизнесменов недоумение: вчерашняя коллегия Министерства промышленности фактически проигнорировала проблемную тему.
«Россия вступила в ВТО — это уже факт. Благодаря тому что этот процесс занял почти 19 лет, смогли произойти важнейшие психологические изменения в российском менталитете. Я же больше всего боюсь равнодушия и привыкания к этому вопросу. Вчера прошло заседание коллегии министерства промышленности Свердловской области. Нет даже понимания того, что Россия вступила в ВТО: в проекте решения коллегия этот факт не отметила. Мы со своей стороны это, конечно, поправили, поэтому в итоговом решении коллегии это зафиксировано. Однако очевидно, что до сих пор многие в промышленности и во власти абсолютно не учитывают этот фактор. Тот, кто быстрее поймет, что надо играть по новым правилам, тот больше завоюет», — заявил, открывая круглый стол, первый вице-президент СОСПП Михаил Черепанов.
В минпромторге пока оценивают возможные убытки при снижении экспортных пошлин в сумму 2,7 млрд. рублей. Системных проблем в отраслях промышленности после вступления в ВТО возникнуть не должно, хотя чиновники минпромторга не скрывают: опасения есть.
«Для некоторых отраслей риски очевидны. Наибольшее беспокойство вызывает будущее автомобилестроения, легкой и лесной промышленности, частично — производство товаров народного потребления. В зоне риска авиастроение, судостроение, металлургия, машиностроение. Опасений не вызывают перспективы химической отрасли, не должны пострадать и такие сектора, как производство медтехники и медицинских инструментов: в этих секторах решающую роль играют госзакупки», — обрисовал уральцам их перспективы руководитель управления Минпромторга РФ по Уральскому округу Александр Тарасов.
Таким образом, под раздачу в большей степени попадут «непрофильные» для России отрасли, в то время как традиционному экспорту практически ничего не грозит. Это и радует, и настораживает областных чиновников.
«У Свердловской области более 130 партнеров по всему миру. Но нас настораживает то обстоятельство, что в системе экспорта наша роль больше сырьевая. Тем, кто занимается экспортом сырья, в новых экономических условиях практически ничто не угрожает», — отметил представитель министерства международных и внешнеэкономических связей Рамиль Шамсутдинов.
В федеральных ведомствах тем временем подчеркивают: Россия провела все переговоры успешно, не взяла на себя никаких дополнительных обязательств и добилась принятия ряда принципиальных положений. В частности, Банк России сможет предпринимать меры в том случае, если иностранные инвестиции в российский банковский сектор превысят 50%. Аналогичные согласования касаются и страхового сектора.
«Российской стороне удалось отстоять свои позиции по принципиальным вопросам. Мы не обязуемся предоставлять доступ иностранным компаниям к природным ресурсам. Никаких обязательств нет в отношении телекоммуникационных структур. Минэкономразвития удалось договориться и по такому сложному вопросу, как режим промышленной сборки автомобилей, согласовать уровень субсидирования», — отметил Александр Тарасов.
«Во время переговорного процесса мы не приняли на себя дополнительных обязательств, так называемое ВТО+. Поэтому в рамках господдержки промышленности мы разделим базовые принципы ВТО», — пообещала представитель Министерства экономического развития РФ Анастасия Астахова.
Базовые принципы основываются на двух ключевых соглашениях: об инвестиционных мерах и о субсидиях. По сути, субсидирование предприятий промышленности в ВТО запрещено, однако правила организации не исключают, в частности, покупку акций государством, а поддержка из региональных бюджетов вообще не будет рассматриваться как государственная субсидия.
В Минэкономразвития также уверены, что в условиях ВТО можно и нужно развивать систему поддержки экспорта — например, предоставлять льготные условия покупателям нашей продукции. В качестве одного из механизмов по развитию экспорта для стран — участниц ВТО уже действует Агентство по страхованию экспортных кредитов. На внутреннем рынке также возможны меры защиты в случае высокого роста импорта.
Полина Мудрова