III Уральский венчурный форум: на пути к инновациям
В Екатеринбурге начал работу III Уральский венчурный форум. Мероприятие нацелено на создание системы взаимоотношений между инновационными предприятиями и инвесторами и должно стать еще одним шагом к созданию рынка инвестиций в Свердловской области.
Форум проходит при поддержке Инфраструктурного хаба малого и среднего предпринимательства Свердловской области, ООО «Глобал Венчур», некоммерческого партнерства «Бизнес-ангелы Урала» и Инновационного центра малого и среднего предпринимательства Свердловской области. В мероприятии принимают участие свыше 200 человек из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, ХМАО, ЯНАО, Москвы и Санкт-Петербурга — российские и международные организации, работающие в сфере поддержки инноваций, руководители региональных венчурных фондов, управляющих компаний, действующих инновационных предприятий.
Как рассказал в ходе форума директор по инвестициям инфрафонда Российской венчурной компании Алексей Медведев, в настоящее время достоверных данных об инновационных предприятиях нет вообще. При этом для прихода инвестиций на рынок необходима единая база таких структур.
«Должна появиться компания, которая бы осуществляла этот анализ. За такую информацию зарубежные инвесторы готовы платить деньги», — отметил Алексей Медведев.
Впрочем, некоторую информацию сейчас можно получить и от властей. В Свердловской области уже функционирует Инновационный центр малого и среднего предпринимательства, осуществляющий поддержку перспективных проектов. Его помощью воспользовалось уже 521 предприятие.
«Еще недавно говорили, что в области не найти и десятка инновационных проектов. Сегодняшние показатели говорят об обратном», — отметил директор департамента малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области, председатель правления Инновационного центра, руководитель оргкомитета III Уральского венчурного форума Максим Годовых.
Деньги в инновации идут по нескольким каналам: государственная поддержка, инвесторы, венчурные фонды и бизнес-ангелы.
При этом, как рассказывают сами участники этого рынка, далеко не каждый проект способен развиваться и приносить прибыль, более того, по словам президента Национальной ассоциации бизнес-ангелов Константина Фокина, большинство таких проектов сложно назвать успешными, почти половина из них не выживает.
С подобной ситуацией может столкнуться инновационное предприятие «Здоровое детство», производящее ортопедическую продукцию. Как рассказала сегодня журналистам его руководитель Елена Аронскинд, компания получила от властей грант на создание и развитие производства, однако после взлета компания, по словам руководителя, оказалась в стадии стагнации.
«У нас нет средств на рекламу и продвижение. Пробиться очень сложно, о нас никто не знает. В итоге наше предприятие уже некоторое время находится в убытке», — пожаловалась Елена Аронскинд.
Главная проблема — предприятие не может взять кредит из-за молодости компании, отсутствия площадей и дефицита оборотных средств.
Инвесторы при этом констатируют: движущей силой предприятия является в первую очередь сам предприниматель.
«Если он малоактивен, то никакая поддержка со стороны инвесторов или государства не поможет», — уверен Константин Фокин.
При этом переоценка инноваторами своих возможностей — вещь весьма распространенная.
Как рассказал генеральный директор ЗАО УК «Томский центр венчурных инвестиций» Сергей Мельченко, предприниматели обычно очень убедительно говорят о том, что умеют делать тот или иной продукт, оказывать услугу, владеют технологией. Однако нередко на поверку оказывается, что это не соответствует истине.
«Инвесторы сплошь и рядом сталкиваются с переоценкой рыночной значимости технологии. До тех пор пока предприятие не докажет, что оно действительно работает, стоимость такой компании ничтожна», — отметил Сергей Мельченко, добавив, что еще одной проблемой является уровень квалификации команд инноваторов.
Александр Фокин советует бизнесу: производить нужно то, что умеете делать, а не то, что хочет, к примеру, государство.
«Производить нужно там, где это выгодно. Если выгодно в Китае, значит в Китае. Не стоит в данном случае мыслить категориями ура-патриотизма. То же самое можно сказать о сбыте продукции. Если вы знаете, что она будет продаваться в Америке, продавайте там», — заявил Александр Фокин.
Предприниматели признают нехватку знаний. Причем не тех, которые легко почерпнуть из учебника, а которые можно применять на практике.
Так или иначе, власти стараются помочь им, проводя различные форумы, выставки, организуя финансовую поддержку и обучение. Например, в прошлом году была разработана новая образовательная программа «Школа управляющих инновационными проектами».
Однако удается не всё. Так, по словам Максима Годовых, из-за бюрократических проволочек не могут начать работу областной венчурный фонд и фонд инвестиций. Кроме того, не оправдали надежд и бизнес-инкубаторы. Пока они не закрывают и 10% потребностей инновационных предприятий.