«Титановая долина»: Boeing не спешит давать гарантий участия
Свердловская особая экономическая зона «Титановая долина» пока так и остается проектом. Топ-менеджеры корпорации Boeing, на которую свердловские власти возлагают особые надежды, в ходе презентации в Екатеринбурге так и не дали утвердительного ответа на вопрос, станет ли она резидентом проекта. Более того, устойчивое мнение о том, что ВСМПО — едва ли не ключевой партнер американцев в России, оказалось несколько преувеличенным.
Презентации «Долины» проводились уже не раз — и в Москве, и в Екатеринбурге. Но если, к примеру, местному бизнесу в качестве переговорщика присылали чиновников уровня замминистра, что, кстати, наших предпринимателей явно покоробило, то Boeing и его партнерам проект представлял лично губернатор Александр Мишарин.
Напомним, особая экономическая зона, на территории которой предполагается развивать производство титановых полуфабрикатов для авиации, медицины и производство компонентов для авиастроения, должна расположиться в районе городов Нижний Тагил и Верхняя Салда.
Главный аргумент, почему проект должен быть интересен бизнесу, — налоговые льготы. Став резидентом «Титановой долины», компании будут избавлены от таможенных пошлин и НДС за ввозимые иностранные товары, налога на имущество, землю, транспорт в течение 10 лет. Кроме того, резиденты получают послабления по налогу на прибыль, размер которого составит 15,5%.
«Резидент особой экономической зоны застрахован от любых изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в течение всего срока действия соглашения, то есть десяти лет», — подчеркнул, выступая перед американцами, глава Свердловской области.
Впрочем, возможно, уникальность обещаний — тема скорее для внутреннего пользования. По крайней мере, директор по управлению поставками Boeing Джон Берн прямо заявил: преференции от властей для резидентов в Верхней Салде сопоставимы с условиями ОЭЗ других стран.
Отметим, минимальный взнос для участия в проекте «Титановая долина» для компаний составит 3 млн. евро.
Свердловские чиновники не скрывают, что своего рода якорным резидентом проекта хотели бы видеть именно Boeing.
«Сегодня мы учимся показывать наши преимущества. Нам важно не потерять этот год — выделить землю, закончить проектные работы, создать пункт таможенного пропуска, чтобы дать возможность первым резидентам начать работу в «Титановой долине». Мы надеемся, что одним из первых инвесторов в особой экономической зоне станет Boeing», — отметил Александр Мишарин в ходе презентации.
Однако американцы пока не торопятся принимать решение, взвешивая все плюсы и минусы. По итогам презентации было заявлено, что корпорация просчитывает экономическую целесообразность участия в проекте.
При этом заинтересованность, безусловно, есть.
«Изначально мы закупали титан в слитках. Затем поняли, что лучше создавать совместные производства, так как это решает проблемы утилизации», — напомнил историю сотрудничества с ВСМПО тот же Джон Берн.
Напомним, Boeing еще четыре года назад совместно с салдинской корпорацией создал предприятие Ural Boeing Manufacturing.
При этом Boeing пока не определился ни с продукцией, которую новое производство будет выпускать, ни с объемом инвестиций.
«Возможно, это будут комплектующие из титана. Размер инвестиций точно назвать пока нельзя. Ориентировочно можно говорить о 20–50 млн. долларов на развитие производственных мощностей», — заявили вчера представители потенциальных инвесторов.
Принимающую сторону озвученная сумма и общая нерешительность американцев, мягко говоря, не впечатлили: известно, что Boeing принял решение вкладывать в Россию более 1 млрд. долларов ежегодно, и на этом фоне возможные инвестиции в «Титановую долину» выглядят более чем скромно.
При этом озвученные потенциальным инвестором вопросы и опасения пока весьма абстрактны.
«Во-первых, это расположение самой зоны, во-вторых — климатические условия. При этом инженерно-изыскательские работы займут в два раза больше времени, чем в других зонах», — заключил Д. Берн.
Итак, поиск инвесторов для ОЭЗ продолжается. Вопрос для свердловских властей принципиально важен, ведь бюджетные возможности ограничены, и вся надежда только на частный бизнес, который пока предпочитает отделываться общими словами.