Свердловские власти ждут, пока «встанет» ВГК
В Свердловской области вновь заговорили о создании регионального железнодорожного оператора с государственным капиталом. О пользе проекта, аналогичного ОАО «Вторая грузовая компания», неожиданно вспомнил председатель регионального правительства Анатолий Гредин. Правда, среди участников встречи, проходившей в полпредстве президента РФ в УрФО, ни одного сторонника у нашего премьера не нашлось.
В ходе совещания по проблеме перевозок железнодорожники и промышленники сформулировали сразу несколько ключевых проблем. По традиции у производителей и перевозчиков они оказались разными.
Как сообщил заместитель гендиректора ОАО «Первая грузовая компания» Владимир Сосипаторов, у перевозчиков ощущается острый дефицит подвижного состава. Однако, несмотря на это, ПГК вынуждена решать проблему не его пополнения, а обеспечения пропускной способности.
«Конечно, всегда проще возить маршрутами и группами и дороже — одиночными. Это рынок. Также невыгодно возить в тупики, возвращая вагоны порожняком», — отметил В. Сосипаторов.
«Да, на самом деле в сфере железнодорожных перевозок не хватает баланса, но все дело в плохом управлении. Говорите, что не хватает вагонов? Да их столько же, сколько в советские годы, просто они чаще порожняком ходят. И это серьезно бьет по бизнесу, особенно по лесоперерабатывающему», — возразил ему представитель одного из уральских лесозаготовительных предприятий.
Кардинальное решение проблемы предложил Анатолий Гредин, неожиданно вспомнивший о собственном проекте, еще месяц назад официально провозглашенном бессмысленным и поэтому закрытом.
По его словам, в Свердловской области проблема отказа перевозчика от работы в тупиковых направлениях стоит особенно остро. Большое количество лесопилок на севере области не могут вывезти продукцию, потому что это нерентабельно для железнодорожных компаний. Аналогичная ситуация с поставками оборудования в ХМАО и ЯНАО.
«Мы предлагаем создать региональную операторскую компанию, тем более что Вторая грузовая компания пока еще не состоялась. Передать региональной компании часть парка, предназначенную для передачи ВГК, и закольцевать ее маршруты по Свердловской области на инертных грузах», — предложил свердловский премьер.
Такая идея вызвала бурную негативную реакцию как со стороны железнодорожников, так и предпринимателей.
«Мы не можем возить бесплатно порожняком вагоны. Чтобы вы знали, тарифы регулируются государством», — заявил вице-президент ОАО «РЖД» Вячеслав Лемешко.
«Я 30 лет проработал на железной дороге (последняя должность — замначальника Свердловской железной дороги) и отлично ориентируюсь в этом вопросе и знаю, как устанавливаются тарифы!» — парировал Анатолий Гредин.
Но в дискуссию вступила представительница корпорации «Маяк», попросившая премьера не плодить больше полугосударственных структур, а заняться повышением качества работы уже существующих. На сегодняшний день в стране действует более 2 тыс. операторских компаний, и у государства есть рычаги давления на них, в том числе за счет угрозы отзыва лицензии и системы штрафов за спекуляции.
Отвечать на такой выпад Анатолий Гредин не стал, там более что его подопечные не так давно сами признавали нецелесообразным создание очередной грузовой компании.
Министр промышленности и науки Александр Петров в январе 2011 года заявлял, что дефицит вагонов будет ликвидирован за счет насыщения ими Второй грузовой компании, а в условиях существования крупного перевозчика в регионе, имеющего значительные налоговые льготы, создание еще одного было бы бессмысленным, признали в правительстве.
Итак, очередную реинкарнацию идеи создания регионального железнодорожного оператора сегодня не поддержали ни полпредство, ни бизнес. Вместо этого участники совещания договорились подумать над механизмом государственного регулирования так называемой электронной биржи вагонов, действующей пока в тестовом режиме, создать СРО в сфере железнодорожных перевозок для обеспечения качественной работы компаний и определиться наконец с принципами тарификации перевозок.