ЕМУП «Водоканал»: бюджетные аппетиты растут
Аппетиты екатеринбургского «Водоканала» в процессе поиска средств на финансирование своей инвестпрограммы на 2007–2020 годы продолжают расти. Согласно последней просьбе, на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения города предстоит выделить уже 68,1 млрд. рублей. Львиную долю средств планируется изъять из кошельков горожан: нормативы на отведение холодной воды в Екатеринбурге вырастут в разы, а так называемая инвестиционная надбавка в составе тарифа за водоснабжение составит 43 рубля с человека в месяц.
Просьбу МУП депутаты Екатеринбургской городской Думы сегодня большинством голосов удовлетворили, между тем понимания в вопросах финансирования программы у большинства народных избранников так и не прибавилось. Народные избранники не исключают возможности новых корректировок.
Напомним, инвестпрограмма МУП «Водоканал» была принята еще в 2006 году. Согласно плану, она должна реализовываться по трем основным направлениям: обеспечение населения качественной питьевой водой, экологическая безопасность и модернизация сетей и канализации. Пока же число коммунальных аварий в Екатеринбурге только возрастает, финансовые аппетиты «Водоканала» растут. Между тем, как признало сегодня руководство МУП «Водоканал», реализация программы на данный момент составила лишь 14%, после 2012 года этот показатель должен увеличиться до 30%.
По словам генерального директора предприятия Александра Ковальчика, последние три года реализации программы показали необходимость смены ее общей концепции планирования и финансирования. Как отметил руководитель, предыдущие прогнозы оказались излишне оптимистичными: «Водоканал» ожидал, что в текущем году тарифы увеличатся на 30%, однако власти согласовали лишь 15-процентный рост.
В результате корректировки общая стоимость программы возросла с 66 до 68,1 млрд. рублей. Из них 45,8 млрд. рублей потребуют капитальные вложения, остальные средства будут направлены на погашение налоговых и неналоговых платежей, а также процентов по кредитам. В качестве источников пополнения программы предполагается привлечь 2,18 млрд. рублей за счет платы за подключение вновь построенных объектов к инженерным коммуникациям, примерно 4,5 млрд. рублей — за счет бюджетных инвестиций, около 7 млрд. рублей — за счет кредитных средств. Львиную долю — 54,5 млрд. рублей — заплатит население в виде инвестиционной надбавки к тарифу. При этом, как признает Александр Ковальчик, затраты на погашение кредитов будут лишь расти.
«Если ранее планировалось не привлекать кредитные ресурсы после 2013 года, то сейчас планы изменились, их общий объем только в 2011 году увеличится на 400 млн. рублей», — заявил Александр Ковальчик.
Согласно официальным заявлениям, в 2011–2017 гг. нагрузка на потребителей в новом варианте программы должна снизиться с 34 до 25 млрд. рублей. В 2018–2020 гг. нагрузка на потребителей вновь будет увеличена с 17 до 20 млрд. рублей.
В итоге инвестиционная надбавка для населения увеличится и составит 43 рубля в составе тарифа за водоснабжение и 22 рубля в составе тарифа за водоотведение с человека в месяц.
Между тем, несмотря на предполагаемое гигантское финансирование, программа по-прежнему остается дефицитной.
«Дефицитность программы позволяет нам обращаться к различным целевым федеральным программам. Нами уже направлена заявка в правительство Свердловской области на сокращение или освобождение от налога на прибыль для предприятий, выполняющих инвестиционную программу», — обрисовал Александр Ковальчик свое видение вариантов подключения к решению проблемы возможностей областного бюджета.
Предприятие при этом уже добилось налоговых послаблений от города: согласно решению депутатов, МУПы Екатеринбурга отныне освобождены от уплаты неналогового платежа с прибыли, получаемой в результате реализации инвестиционных программ.
В целом сама философия инвестпрограммы по-прежнему вызывает немало нареканий со стороны гордумы.
«Лично у меня данная программа вызывает больше вопросов, чем ответов. В конечном итоге нагрузка на население увеличивается. Сама по себе программа затратная, насколько же она полезна и эффективна — судить сложно. В ней много откровенно темных мест. Я не готов голосовать за ее принятие», — заявил депутат Нафик Фамиев.
Независимые эксперты опасения парламентариев разделяют и напоминают: непрозрачность сферы ЖКХ сводит на нет возможность оценить эффективность любых вложений.
«68 млрд. рублей — сумма гигантская. Заложить же расходы в квитанции потребителям проще всего, так как они не потребуют оценки эффективности и отчета о проделанной работе, тогда как профессиональные инвесторы ждут гарантий. Нужны понятные, прозрачные правила игры. Если будет наведен порядок в этом плане, то инвесторы сами придут, ведь спрос на услуги ЖКХ гарантирован всегда, и все понимают, что эта сфера — золотая жила. Всё же, что происходит сейчас, показывает колоссальную неэффективность и в перспективе — гигантские хищения», — уверен финансовый аналитик Константин Селянин.
«Губернатор несколько раз говорил, что будет какой-то областной «Водоканал», хотелось бы узнать: какое у него видение этого? Как в его планы вписывается эта инвестпрограмма?» — заявляли сегодня депутаты, сетуя, что заседание проигнорировал первый заместитель главы администрации города Сергей Швиндт.
Тем не менее, большинство народных избранников программу поддержали, пообещав вернуться к ее корректировке.