«Областная газета» и Татьяна Бурдакова: Земля невнятного назначения
1 января 2012 года для многих муниципальных образований из праздничной даты может превратиться в сильную головную боль. К этому дню они обязаны разработать документы территориального планирования. К сегодняшнему дню муниципалитеты подготовили только около 30 процентов необходимой документации.
Данная тема стала едва ли не самой обсуждаемой во время прошедшего в Екатеринбурге форума индивидуального и малоэтажного домостроения. Дело в том, что срыв приведёт к остановке выдачи разрешений на строительство. Строго говоря, проектировщики и строители просто встанут.
— Не будет в срок этих документов, ни у кого из нас, строителей и проектировщиков, не будет работы. Без разрешений на строительство мы на площадки не сможем выйти, — сообщила заместитель генерального директора института ГЕО Ольга Казакова.
Градостроительный кодекс РФ отводит на подготовку генеральных планов застройки пять лет. В основном с этим справились муниципалитеты вокруг Екатеринбурга. Почему в большинстве городских округов Свердловской области отложили эту работу на последний, 2011 год, понять сложно.
Начальник управления подготовки и обеспечения градостроительного проектирования УралНИИпроект РААСН Юрий Двоеглазов пояснил, что руководство Свердловской области пытается переломить ситуацию. В 2011 году из областного бюджета муниципалитеты получат 276,5 миллиона рублей для подготовки документов террпланирования.
Деньги — немалые, но у Ю. Двоеглазова вызывает большие сомнения способность муниципальных властей эффективно использовать эти средства. Чтобы разработать генплан будущей застройки, необходимо на перспективу определить целевое назначение имеющейся земли: здесь начнётся малоэтажное строительство, там возведут производственные цеха, ещё где-то построят многоэтажки. И, как считает Ю. Двоеглазов, в значительной части муниципальных образований сегодня нет профессионалов, способных грамотно решать эту задачу.
— Деньги-то ведь и в прошлые годы выделялись на подготовку граддокументации, но уходили на другие цели. Главы администраций недооценивают роль этих документов. В последние годы деньги они в основном расходовали на землеустроительные работы, а разработку генпланов финансировали по остаточному принципу, — рассказал Ю. Двоеглазов.
В некоторых муниципалитетах вообще упразднили должность главного архитектора. А в небольших городских округах таких специалистов никогда не было и до сих пор нет. Разработкой документов территориального планирования по совместительству занимаются сотрудники администраций, чья основная задача заключается в земельном контроле и организации землеустройства. Естественно, особого профессионализма от таких сотрудников ждать не приходится.
— Даже там, где граддокументация уже есть, качество её вызывает большие нарекания, — обострила проблему
О. Казакова. — Мы в генпланах часто встречаем фразу «остальные вопросы решаются на стадии проектирования». Это значит, что после вступления генплана в силу, ни застройщики, ни муниципалитет не будут понимать, где и как можно подключаться к инженерным коммуникациям. Эти проблемы, похоже, опять лягут на плечи инвесторов. Если полноценных решений в документах террпланирования нет, то придётся импровизировать на месте, а ничего хорошего из этого не получится.
Все участники форума отмечали, что ситуация с подготовкой граддокументации в Свердловской области не уникальна. Примерно так же обстоят дела во всех регионах России. Разработка генпланов застройки городских округов — это новые полномочия для муниципальных властей, осиливают которые наши главы администраций с большим трудом.
Уже ясно, что большинство муниципалитетов не воспользовалось возможностью неспешно, в течение пяти лет подготовить необходимые документы, и теперь одна надежда — на решительный штурм.