«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Государство не должно мешать гражданам
Учёные Института социологии Российской академии наук обнаружили, что порядка 60% россиян готовы трудности нынешнего периода (связанные с кризисом 2008 года) преодолевать самостоятельно: найти подработки, перейти на другую работу, занять денег у родственников — в расчёте выкрутиться своим трудом и долг отдать. Даже в условиях кризиса около 40% россиян признались, что в помощи государства, в общем-то, не нуждаются; а нужно им, чтобы оно просто не мешало работать, чтобы не было лишних проверок, взяток, запретов и многого другого. И тогда они сами кризис переживут.
«Вот вам и ответ, насколько россиянам присущ так называемый патернализм!» — восклицает в комментариях к исследованию директор института, член-корреспондент РАН Михаил Горшков. И приводит данные аналогичного исследования 10-летней давности: тогда были готовы активно искать выход, чтобы не обречь свою семью на нищету, лишь 32—33%; а в самый пик дефолта-1998 паника охватила две трети россиян.
Прогресс очевиден: всё больше россиян, едва ли не большинство, стремятся и готовы брать свою судьбу в свои руки, не уповая на поддержку «Большого брата». И экономическое поведение граждан стало более «умным» — наученные своим и чужим горьким опытом, они создают заделы и заначки от разного рода неожиданностей.
Казалось бы, при таком сценарии за будущее России можно не опасаться. Установки на самостоятельность, войдя в плоть и кровь активной части населения, останутся в обществе надолго: их впитают от родителей будущие поколения.
Однако как раз с последним проблема. Оказался неожиданно живучим другой шаблон поведения. В советские годы часто приходилось слышать «Мы голодали — так пусть наши дети и внуки хорошо поживут». И в результате потомки людей, возводивших в тайге города и победивших в страшной войне, оказались неожиданно ленивыми и инфантильными.
И вот, едва жизнь в послереформенной России стала налаживаться, популярными стали схожие взгляды: мол, нам-то пришлось хлебнуть в лихих 90-х — так мы оградим от этого наших детей. Во всем себе откажем, но будем кормить великовозрастных лоботрясов. Или напряжём все дружеские связи, чтобы сыночка или племянницу взяли на хорошую и непыльную работу.
В итоге циничный инфантилизм и леность стали едва ли не визитной карточкой современной молодёжи. По идее, смелые планы модернизации должны привлекать в первую очередь молодых, которым во все эпохи нравились революции и прорывы. Но среди российской молодежи социологи насчитывают лишь 3% подобных энтузиастов. Ведь коррумпированный госаппарат и сырьевая экономика сулят молодым множество возможностей «устроиться» — мелким клерком, инспектором ГИБДД, «офисным планктоном» в сырьевой компании или хотя бы там, где есть возможность поживиться нефтяными или медными деньгами. А модернизация… Надо учиться, а вот отдача не очевидна.
Учитывая, что без молодёжи Модернизацию не поднять, вывод очевиден: молодым нужно продемонстрировать внятные перспективы от участия в ней. Абстрактных призывов мало.
Существенную роль в этом играет среда обитания, а тут мы выходим на уровень муниципалитетов. На прошедшем в конце прошлой недели в Екатеринбурге форуме представителей местного самоуправления с очевидностью было доказано, что роль флагмана регионального, а по многим параметрам и федерального развития наш город выполняет потому, что особое внимание в его стратегических проектах отведено повышению качества жизни — как базовому элементу модернизации, её смыслу.
Во всех планах обозначена чёткая цель, подразумевающая не только организационные действия, но и линию поведения тех или иных групп населения, при этом научная точка зрения на предмет изменений согласована с желаниями и намерениями основных групп социума. В том числе молодого поколения. Касается ли это «Большого университета» или «Большого Екатеринбурга», развития бизнес-модулей для малых инновационных предприятий, строительства жилья или детских садов и проч.
Однако, как сказал в основном докладе на форуме заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансов Александр Высокинский, серьёзная проблема — это отсутствие федеральной методологии формирования и реализации стратегии, механизмов экономического стимулирования развития городов. Когда нет чётко закреплённых точек ответственности, невозможно проводить ни на уровне муниципалитетов, ни на уровне государства эффективную социально-экономическую политику.
К слову, исследование Института социологии РАН показало, что сегодня россияне, в отличие от времени начала этого века, опасаются не каких-то там внешних угроз (войны, давления со стороны других государств и т.п.) Они испытывают страхи перед …внутренней ситуацией. Экологией, демографией, социальной сферой — перед всем, что их, собственно, окружает.
«И это плохо, это алогично, когда люди «ожидают худшего» от собственной повседневной жизни», — делают вывод социологи. Трудно с этим не согласиться.