Очередной скандал вокруг екатеринбургского хоккейного клуба «Автомобилист». Команда вновь оказалась под угрозой банкротства, а совладельцы клуба обвиняют друг друга в финансовых махинациях. Областное министерство спорта считает, что на «Автомобилисте» делается «серый» капитал, а собственник КРК «Уралец» Вячеслав Потехин подозревает региональное правительство в двойной игре.
Экономические сложности клуба «Автомобилист» длятся в течение всех последних лет. Практически перед каждым сезоном команда оказывается на грани роспуска из-за дефицитного бюджета и задолженности по зарплате. В 2008 году одновременно со сделкой по покупке КРК «Уралец» хоккейный клуб приобрел владелец ГК «Неоплан-Строй» Вячеслав Потехин. Сделка оценивалась в 1,2 млрд. рублей.
Официально владельцами команды являются правительство Свердловской области (1/3) и Вячеслав Потехин (2/3), взявшие на себя обязательства по поиску спонсоров для хоккеистов. Однако на деле партнеры оказались злейшими врагами.
При покупке активов В. Потехин надеялся построить вторую очередь Дворца спорта, которая будет приносить коммерческую прибыль (срок сдачи объекта был установлен на I квартал 2011 года), а на вырученные средства содержать хоккейный клуб. Однако планы девелопера не оправдались, а долги «Автомобилиста» выросли до 165 млн. рублей, из которых 50 млн. — невыплаченная зарплата.
Хоккейный клуб из Екатеринбурга в очередной раз въезжает в сезон с неприятностямиХоккейный клуб из Екатеринбурга в очередной раз въезжает в сезон с неприятностямиПервым перчатку партнеру бросил министр спорта Леонид Рапопорт, обвинивший В. Потехина в нелегальной финансовой деятельности в рамках клуба. Согласно официальному сообщению ведомства, бюджет команды президентом не пополнялся и был непрозрачен.
«Доходами от деятельности КРК «Уралец» владелец его основного пакета акций не делился и в настоящее время предпочитает хранить их за пределами России», — заявили в министерстве.
У предпринимателя своя версия причин эскалации конфликта.
«Цель действий министра — банкротство клуба. Видимо, потом он хочет для себя создать клуб и поставить его на полное бюджетирование. Без меня», — предположил В. Потехин, назвав также наиболее вероятную замену себе.
По его словам, в кабинетах правительства уже подготовлен соответствующий приказ, снимающий с должности действующего президента и назначающий нового — Михаила Папунина, однажды уже продавшего клуб в 2008 году. Якобы именно для информационной поддержки данной перестановки минспорта инициировало скандал с бухгалтерией «Автомобилиста».
По материалам высказываний чиновников юристы В. Потехина уже составили иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Бизнесмен рассчитывает добиться от министерства публичных извинений, официальных опровержений и 100 млн. рублей в качестве компенсации морального вреда. Полученные деньги он обещает направить на поддержку детского спорта.
Правительство иск не пугает.
«У Леонида Ароновича есть документ, подтверждающий, что акции КРК «Уралец», принадлежащие Вячеславу Потехину, хранятся за границей», — заявила пресс-секретарь министерства Светлана Бабикова и пообещала, что все подробности экономики хоккейного клуба появятся после заседания попечительского совета, который назначен на 27 января 2011 года.
Вячеслав Потехин стал первым за долгие годы предпринимателем Екатеринбурга, подавшим иск в суд на областного министраВячеслав Потехин стал первым за долгие годы предпринимателем Екатеринбурга, подавшим иск в суд на областного министраПравда, запланированный совет, скорее всего, не состоится. Опасаясь быть снятым с должности президента «Автомобилиста», Вячеслав Потехин решил игнорировать предстоящее заседание вместе с вице-президентом Вячеславом Деменьшиным и гендиректором Андреем Хазовым. В этом случае кворума на заседании не будет.
Взамен В. Потехин предложил провести заседание в конце сезона, когда появится возможность подводить как спортивные, так и экономические итоги. Проблему с зарплатами в клубе обещают решить, как только произойдет досрочная выплата доли областного бюджета на текущий сезон, — если к этому времени клуб вообще будет существовать.
По признанию представителей индустрии спорта, на популярных командах сегодня можно сделать по-настоящему прибыльный бизнес. Бюджет успешного клуба переваливает за несколько миллиардов рублей, при этом реальные расходы на его содержание могут ограничиваться сотнями миллионов. Кассовый разрыв при удачном стечении обстоятельств может оказаться скрытым от глаз наблюдателей.
При таком сценарии главное, чтобы средства на содержание команды поступали регулярно и в необходимых объемах, например — из областного бюджета.
Анна Шабалина