Статьи
23.12.2010

Рынок такси Екатеринбурга останется диким

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.com Проблема деятельности городских служб такси Екатеринбурга остается нерешенной. Фактически ситуацию на данном рынке никто не контролирует. Многочисленные ведомства открыто признают: даже отказавшись от привычки ловить машину на улице и заказывая транспорт через диспетчера, потребитель остается полностью незащищенным.

Ситуация все чаще напоминает практику работы агентств по подбору вариантов аренды жилья. Множество фирм уверяет потенциальных клиентов в том, что готовы предоставить информацию, но лишь за предоплату. В результате гражданин расстается с деньгами, но обещанную услугу так и не получает.

Роспотребнадзор, областная прокуратура и управление автонадзора открыто признают: в отношении условно легальных таксистов никаких проверок не проводится. Причиной этого называют отсутствие законодательной базы, которая регламентировала бы данный бизнес. В итоге особая форма организации таких компаний уводит их из-под контроля практически всех профильных административных структур. Как отмечают в надзорных органах, несмотря на рост жалоб, диспетчерские службы по-прежнему не несут никакой ответственности ни за качество услуг, ни за безопасность пассажиров. Уровень сервиса при этом становится всё ниже.

Отметим, проблема относительно работы городских служб существует в уральской столице уже не первый год. В городе работают десятки так называемых «такси», однако подавляющее большинство таких компаний, по сути, являются лишь диспетчерскими службами.

Диспетчерская служба такси — это всего лишь информационный центр, и лицензии на перевозку пассажиров он не имеет. Как признают в самих компаниях, их парк машин весьма ограничен и на самом деле чаще всего они сотрудничают все с теми же частниками, а значит, по сути, они предоставляют только справочно-информационные услуги. Сторонним водителям выдаются рации, и их отправляют по заказам. Сам водительский штат не проверяется, а истинное состояние машин известно лишь их владельцам.

Сегодня ни один из профильных административных органов не может ответить на вопрос, какие службы действительно имеют право официально называться «такси» и сколько их на самом деле в Екатеринбурге. В управлении госавтонадзора констатируют: ситуация на этом рынке тупиковая.

По словам заместителя начальника ведомства Юрия Федосеева, повлиять на сложившуюся ситуацию реально могут лишь администрация Екатеринбурга и областное министерство транспорта и дорожного хозяйства.

«Согласно закону организация транспортного обслуживания населения, в том числе легковыми такси, возложена на администрацию МО. Если она не установит правила игры, то так ничего и не изменится. Наше ведомство не может проверять такие службы. Министерство же транспорта и депутаты до сих пор так и не приняли закон об организации пассажирских перевозок. Только после этого будет возможно осуществлять меры контроля», — заявил УрБК Юрий Федосеев.

В комитете по транспорту администрации Екатеринбурга не менее откровенно признают: работа такси является неконтролируемой. Причина этого — отсутствие лицензирования такого рода бизнеса.

«С того момента, как отменили лицензирование данного вида деятельности, эти службы никто и не контролирует. Они могут просто зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и работать по этой схеме. Никто их проверять не будет. Мы также не уполномочены курировать вопросы работы городских служб такси. Нам подконтролен лишь городской общественный транспорт», — заявил УрБК главный специалист комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергей Темняков.

«Если к вам прибыл привлеченный частный водитель на частном автомобиле, то понятно, что он не проходил ни медицинский контроль, ни осмотр транспорта механиком, поэтому никакой гарантии, что водитель трезв и здоров, а автомобиль исправен, нет», — предупреждают в комитете. В этом случае сам водитель несет ответственность только перед ГИБДД.

В прокуратуре также признают: контроль за работой диспетчерских служб такси здесь не ведется.

В ситуации незащищенности недовольство граждан относительно работы таксистов выплескивается на интернет-форумы и в блоги. Клиенты таких служб жалуются на хамство диспетчеров и водителей, задержки подачи машин или вовсе на внезапные отказы от заказа без объяснения причин.

Число претензий особенно увеличилось во время недавних неблагоприятных погодных условий. Как оказалось, несмотря на кажущееся изобилие предложений, в Екатеринбурге фактически нет работающей службы такси. Даже такси, имеющие собственный автопарк, сплошь и рядом отказывались от клиента, ссылаясь на отсутствие свободного транспорта. Особенно страдали от такой политики жители отдаленных районов Екатеринбурга и городов — спутников уральской столицы.

В уральском управлении Роспотребнадзора также лишь разводят руками.

«Наши специалисты проверками транспорта целенаправленно не занимались, так что каких-то конкретных данных нет. В любом случае, если у граждан возникают жалобы на службы такси, они могут обратиться в Роспотребнадзор», — отметила представитель управления Роспотребнадзора Екатерина Стихина.

В случае установления факта нарушения закона о защите прав потребителей в Роспотребнадзоре обещают помочь составить иск и даже попытаться отстоять гражданские интересы в суде.

И все же добросовестные участники больше уповают на чиновников администрации.

«Необходимо определить число служб, которые имеют право осуществлять работу в качестве городского такси, и разработать правила игры, конкретные требования к таким участникам», — заявил УрБК председатель координационного совета Союза пассажироперевозчиков Свердловской области, член Общественной палаты Свердловской области Ринат Садриев, уверяя, что юридически сделать это вполне возможно.

Пока же ситуация складывается уникальная: бизнес, в котором задействованы тысячи людей, имеющий миллионные обороты, остается диким, а потребители данных услуг — беззащитными.

Анастасия Упорова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
15.02.2011 Комитет по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга: Введение лицензирования деятельности служб такси было бы целесообразно

УрБК, Екатеринбург, 15.02.2011. «Целесообразно было бы ввести лицензирование деятельности служб такси, чтобы рынок ...

17.12.2010 Работа такси в Екатеринбурге вновь парализована снегопадом

Погодные условия в Свердловской области вновь парализовали работу служб такси в Екатеринбурге. Из-за обильного ...

17.12.2010 Работа служб такси в Екатеринбурге парализована снегопадом

УрБК, Москва, 17.12.2010. Погодные условия в Свердловской области вновь парализовали работу служб такси в ...

16.08.2010 Службы такси Екатеринбурга продолжают терроризировать клиентов

В нарушение законодательства о защите прав потребителей, пассажироперевозчики возложили обязанность разменивать деньги ...

12.11.2009 Администрация Екатеринбурга: Привлекаемые транспортными компаниями частные водители на частных автомобилях не гарантируют безопасности пассажиров

УрБК, Екатеринбург, 12.11.2009. «Если к вам прибыл привлеченный частный водитель на частном автомобиле, то понятно, что ...