Проблема деятельности городских служб такси Екатеринбурга остается нерешенной. Фактически ситуацию на данном рынке никто не контролирует. Многочисленные ведомства открыто признают: даже отказавшись от привычки ловить машину на улице и заказывая транспорт через диспетчера, потребитель остается полностью незащищенным.
Ситуация все чаще напоминает практику работы агентств по подбору вариантов аренды жилья. Множество фирм уверяет потенциальных клиентов в том, что готовы предоставить информацию, но лишь за предоплату. В результате гражданин расстается с деньгами, но обещанную услугу так и не получает.
Роспотребнадзор, областная прокуратура и управление автонадзора открыто признают: в отношении условно легальных таксистов никаких проверок не проводится. Причиной этого называют отсутствие законодательной базы, которая регламентировала бы данный бизнес. В итоге особая форма организации таких компаний уводит их из-под контроля практически всех профильных административных структур. Как отмечают в надзорных органах, несмотря на рост жалоб, диспетчерские службы по-прежнему не несут никакой ответственности ни за качество услуг, ни за безопасность пассажиров. Уровень сервиса при этом становится всё ниже.
Отметим, проблема относительно работы городских служб существует в уральской столице уже не первый год. В городе работают десятки так называемых «такси», однако подавляющее большинство таких компаний, по сути, являются лишь диспетчерскими службами.
Диспетчерская служба такси — это всего лишь информационный центр, и лицензии на перевозку пассажиров он не имеет. Как признают в самих компаниях, их парк машин весьма ограничен и на самом деле чаще всего они сотрудничают все с теми же частниками, а значит, по сути, они предоставляют только справочно-информационные услуги. Сторонним водителям выдаются рации, и их отправляют по заказам. Сам водительский штат не проверяется, а истинное состояние машин известно лишь их владельцам.
Сегодня ни один из профильных административных органов не может ответить на вопрос, какие службы действительно имеют право официально называться «такси» и сколько их на самом деле в Екатеринбурге. В управлении госавтонадзора констатируют: ситуация на этом рынке тупиковая.
По словам заместителя начальника ведомства Юрия Федосеева, повлиять на сложившуюся ситуацию реально могут лишь администрация Екатеринбурга и областное министерство транспорта и дорожного хозяйства.
«Согласно закону организация транспортного обслуживания населения, в том числе легковыми такси, возложена на администрацию МО. Если она не установит правила игры, то так ничего и не изменится. Наше ведомство не может проверять такие службы. Министерство же транспорта и депутаты до сих пор так и не приняли закон об организации пассажирских перевозок. Только после этого будет возможно осуществлять меры контроля», — заявил УрБК Юрий Федосеев.
В комитете по транспорту администрации Екатеринбурга не менее откровенно признают: работа такси является неконтролируемой. Причина этого — отсутствие лицензирования такого рода бизнеса.
«С того момента, как отменили лицензирование данного вида деятельности, эти службы никто и не контролирует. Они могут просто зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и работать по этой схеме. Никто их проверять не будет. Мы также не уполномочены курировать вопросы работы городских служб такси. Нам подконтролен лишь городской общественный транспорт», — заявил УрБК главный специалист комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергей Темняков.
«Если к вам прибыл привлеченный частный водитель на частном автомобиле, то понятно, что он не проходил ни медицинский контроль, ни осмотр транспорта механиком, поэтому никакой гарантии, что водитель трезв и здоров, а автомобиль исправен, нет», — предупреждают в комитете. В этом случае сам водитель несет ответственность только перед ГИБДД.
В прокуратуре также признают: контроль за работой диспетчерских служб такси здесь не ведется.
В ситуации незащищенности недовольство граждан относительно работы таксистов выплескивается на интернет-форумы и в блоги. Клиенты таких служб жалуются на хамство диспетчеров и водителей, задержки подачи машин или вовсе на внезапные отказы от заказа без объяснения причин.
Число претензий особенно увеличилось во время недавних неблагоприятных погодных условий. Как оказалось, несмотря на кажущееся изобилие предложений, в Екатеринбурге фактически нет работающей службы такси. Даже такси, имеющие собственный автопарк, сплошь и рядом отказывались от клиента, ссылаясь на отсутствие свободного транспорта. Особенно страдали от такой политики жители отдаленных районов Екатеринбурга и городов — спутников уральской столицы.
В уральском управлении Роспотребнадзора также лишь разводят руками.
«Наши специалисты проверками транспорта целенаправленно не занимались, так что каких-то конкретных данных нет. В любом случае, если у граждан возникают жалобы на службы такси, они могут обратиться в Роспотребнадзор», — отметила представитель управления Роспотребнадзора Екатерина Стихина.
В случае установления факта нарушения закона о защите прав потребителей в Роспотребнадзоре обещают помочь составить иск и даже попытаться отстоять гражданские интересы в суде.
И все же добросовестные участники больше уповают на чиновников администрации.
«Необходимо определить число служб, которые имеют право осуществлять работу в качестве городского такси, и разработать правила игры, конкретные требования к таким участникам», — заявил УрБК председатель координационного совета Союза пассажироперевозчиков Свердловской области, член Общественной палаты Свердловской области Ринат Садриев, уверяя, что юридически сделать это вполне возможно.
Пока же ситуация складывается уникальная: бизнес, в котором задействованы тысячи людей, имеющий миллионные обороты, остается диким, а потребители данных услуг — беззащитными.
Анастасия Упорова