«Уральский рабочий» и Елена Мационг: Синдром Манежной
Сегодня ровно неделя, как в стране бушуют волнения на национальной почве, начавшиеся с печально известных событий на Манежной площади в Москве.
Напомню, 11 декабря в столице прошла одна из самых крупных за последнее десятилетие массовых акций протеста. Шеститысячная толпа вышла к Кремлю с требованием найти и наказать виновных в убийстве болельщика ФК «Спартак» Егора Свиридова. Он погиб в драке 6 декабря. 7 декабря обвинения были предъявлены одному из участников столкновений, уроженцу Кабардино-Балкарии Аслану Черкесову, которого впоследствии по непонятым причинам освободили.
Власти в ответ на действия манифестантов применили силу, что послужило началом настоящего погрома на Манежной и дальнейших стычек на национальной почве не только в Москве, но и во многих других городах страны. После разгона фанатов участились случаи нападения на граждан неславянской внешности. При этом быстро распространились слухи и об ответной реакции кавказцев. Так, на 15 декабря, среду, была намечена массовая «разборка» фанатов и кавказцев в самом центре Москвы. На этот раз усилиями правоохранителей дело обошлось «малой кровью», группы агрессивно настроенных молодых людей, готовых к открытому противостоянию как с той, так и с другой стороны, задерживали еще на подходе к обозначенному месту сбора. В итоге акции состояться было не суждено.
Что, впрочем, не отменило настоящей партизанской войны, проявлявшейся всю неделю в столице, и стихийных митингов протеста, прокатившихся в других городах России. В блогах и по сей день звучат призывы вооружаться, выходить на открытый бой. Один из призывов собрать «большой сход», правда, так и не собравший большого числа сторонников, прозвучал и в блогосфере Екатеринбурга. Акция в поддержку «московских ребят» была намечена на сегодня на главной площади города. Как повод для «разборок» автор текста приводит недавний случай в Екатеринбурге, когда человека, стрелявшего из травматического пистолета в лицо водителю снегоуборочной техники, отпустили на свободу.
И хотя подавляющее большинство экспертов считают, что острые столкновения на национальной почве на Урале практически невозможны, в силу традиционно сложившихся в наших краях отношений между представителями различных национальностей, серьезный повод задуматься сегодня остро встал перед всей страной. И как всегда в таких случаях возникают классические вопросы. Кто виноват? Что делать? И возможно ли все-таки обострение национальных отношений и в нашей области? Об этом — разговор в очередном выпуске «Дайте сказать».
Возможны ли в Свердловской области события, подобные тем, что разгорелись в Москве?
Чтобы не громыхнуло
Константин Киселев, политолог, заместитель директора Института философии и права УрО РАН:
— Я думаю, что Екатеринбург на фоне других городов страны намного толерантнее. И то, что здесь не произошло никаких даже малейших выступлений, как, например, в Челябинске, тому доказательство. Но успокаиваться нельзя. То, что не произошло сегодня, может случиться завтра. И подобного рода факты, надо сказать, уже существуют. Есть и в нашем регионе различного рода конфликты с явной национальной подоплекой. Например, в Первоуральске, Артемовском, Реже.
В Екатеринбурге ситуация спокойнее, но отдельные факты, которые идут на грани, которые в любой момент могут спровоцировать националистические настроения, фиксируются. Я имею в виду прежде всего недавний случай, когда правоохранительные органы вдруг пошли на переговоры с человеком, выстрелившим из травматического пистолета в лицо водителю снегоуборочной машины.
Сначала он выстрелил, а потом побежал просить защиты у национальной диаспоры. И те в свою очередь вступили в переговоры с милицией: если «стрелок» сдастся, то на каких условиях, что его ждет. Но что значит — «на каких условиях»? Закон един для всех, для представителей какой угодно диаспоры, для человека абсолютно любой национальности. И никакие переговоры здесь неуместны в принципе. Подобного рода факты, безусловно, являются провоцирующими националистические настроения.
Поэтому пока в Екатеринбурге все спокойно — и слава богу. Надо сказать, эта атмосфера создавалась годами, и во многом здесь заслуга прежних властей области и города. Сегодня необходимо признать, есть отдельные проявления, ведущие к клерикализации общества, создаются предпосылки для главенства одной религии, что всегда неизбежно провоцирует конфликты. На мой взгляд, необходимо сохранять тот мир и согласие, которые были сформированы в Екатеринбурге и на большей территории области. Нужно ценить это и приумножать.
А что касается событий, произошедших на Манежной, то, вы знаете, в нашей стране наблюдается какая-то странная закономерность, когда именно в год перед выборами происходят различные политические и социальные потрясения. Если провести аналогии, то невольно возникает мысль, что часто они используются для решения политических вопросов. Так, после событий в Беслане отменили выборы губернаторов. После недавних событий в Москве был издан указ, который выводит из-под юрисдикции правоохранителей губернаторскую власть. Как известно, сейчас по всей стране создаются специальные комиссии под руководством губернаторов для наведения порядка в обществе.
Что делать после событий на Манежной? Какие шаги должны предпринять власти? Прежде всего, необходимо четко разобраться в том, кто участвовал в беспорядках. Разобраться и с тем, не спровоцированы ли все эти убийства. Кроме того, необходима программа, связанная с легализацией общественной жизни в стране, с возможностью участвовать в ней людям с любыми политическими взглядами. Чтобы они могли выразить свои взгляды не на улице, а в легальной, абсолютно законной политической деятельности. Очевидно, что за всем этим стоит еще и экономика, которая у нас сегодня развивается для офшоров и паразитирует на нефти и газе. Экономику необходимо делать на сто процентов открытой. Ее необходимо легализовать, дать людям зарабатывать и ограничить в ней роль государства. В том числе и на региональном уровне.
Когда за дело берется улица…
Федор Крашенинников, политолог, директор института ....
— Виной всему отсутствие внятной национальной политики в России. Просто говорить о том, что страна многонациональная, о том, что все мы должны жить в мире и согласии, — это еще далеко не решение проблемы. Если мы заявляем, что все граждане, представители всех национальностей равны перед законом, это должно быть очевидно во всех случаях. Не может быть такого, чтобы в одной ситуации равны перед законом, а в другой — нет. И если такие ситуации повторяются снова и снова, то в обществе, хотим мы того или нет, формируется негативное отношение. И оно пытается решить проблему своими силами, так, как оно видит решение этой проблемы.
Ведь что случилось в Москве? Там убили человека, который, упрощенно говоря, имел много друзей, знакомых и знакомых его знакомых. И все эти люди знали, что произошло. Знали об этом и правоохранительные органы. Произошло убийство человека, а убийц выпустили под явным давлением каких-то кругов. Таких фактов очень много. К сожалению, подобный произошел недавно и в Екатеринбурге. Когда человек применил травматическое оружие, а потом его отпустили. Можно в каждом конкретном случае найти объяснение, что кто-то был прав, а кто-то — нет. Но ведь люди в массе своей, особенно не склонные к размышлениям, очень упрощенно все понимают: если я хулиганю, меня сажают в тюрьму, если он хулиганит — его отпускают. Следовательно — он больше дорог государству.
И концентрация таких ситуаций в столице происходит быстрее, чем в регионах. Потому что там живет гораздо больше людей, чем у нас. Там гораздо выше концентрация представителей разных национальностей. Потому и конфликты протекают значительно острее.
Что делать, какой урок должно извлечь государство из этих событий? Думаю, оно должно четко определиться, что же все-таки желает получить в итоге. Если оно заявляет о равенстве всех граждан перед законом, то должно гарантировать его на всей территории страны. Если девушка в мини-юбке может ходить по Москве и по Екатеринбургу, то она должна так же спокойно ходить в ней и по Махачкале, и по Грозному. А если в одном городе что-то разрешено, а в другом нет, мне лично это непонятно. У нас одна страна или мы живем в разных государствах? И так во всех вопросах. Если государство сможет гарантировать права гражданам на всей территории России, то это послужит выходом из ситуации. А если оно распишется в том, что это невозможно, тогда это будет означать одно: мы стоим на пороге глобального кризиса, из которого выходов может быть много, но все они с негативным финалом.
Я уверен, что эту тему нельзя замалчивать. По сути, сегодня государство взрастило глобальное противоречие, которое срочно необходимо разрешать. Если загонять эту проблему в подполье, делать вид, что ничего страшного не происходит, она и будет решаться таким стихийным образом. Ведь это естественно — когда противоречие начинают решать люди агрессивные, экстремистски настроенные, то ничего хорошего не может быть в принципе. Если политическая элита этим не желает заниматься, то этим начинают заниматься уличные головорезы. Думаю, мы все, в том числе и культурная, и политическая элита, должны взяться за эту проблему всерьез. Необходимо перевести ее из режима кровавых бытовых конфликтов в русло здравого и осмысленного диалога.
Должна быть гласность и честность и в работе судопроизводства и милиции. Ведь сегодня в информационном обществе любая новость, нравится это кому-то или нет, становится достоянием всех и каждого. И если власти закрывают глаза на острую проблему, не хотят об этом говорить, то люди сами в итоге собираются и решают ее по-своему. Чтобы этого не возникало, надо, чтобы легальные структуры брались за решение проблемы. Люди должны иметь возможность задать власти вопросы и получить ответы. Это единственный способ вывести самый острый конфликт в конструктивное русло.
Что касается Екатеринбурга, то я не верю, что у нас может произойти что-то подобное. И за этими словами стоит не какое-то мое личностное самолюбие как жителя города, для этого есть совершенно объективные факты. Во-первых, у нас совершенно другая демографическая картина. Перед нами не стоит остро проблема, так скажем, «горячего элемента». У нас нет и многочисленных группировок фанатов, которые есть в Москве.
Нет в Екатеринбурге и националистической сети. Вспомните, все попытки устроить марши под этим флагом приводили к очень жалким результатам. В отличие от Москвы, где подобные мероприятия собирают тысячи человек. Думаю, случись у нас нечто подобное, то и масштаб был бы меньше, и органы власти не так бы себя повели. На Урале и диаспоры настроены по-другому. Думаю, никто не скажет, что в Екатеринбурге живет какая-то агрессивная диаспора. Все настроены по отношению друг к другу вполне лояльно.
Между тем актуальная проблема для многих городов России — когда агрессивная молодежь — представители некоренных народов — на площадях демонстрируют свое презрение к окружающим. Могут открыто свежевать баранов, жарить тут же шашлыки и т. д. У нас, на Урале, этого нет. И слава Богу. Я не видел, чтобы представители хоть какой-то диаспоры проявляли свое неприятие другим горожанам. Вообще в Екатеринбурге проблема межнациональных отношений находится не в том остром градусе, как в столичных городах. Потому что здесь традиционно живут люди из разных мест и разных национальностей. У нас другой уровень отношений. Плюс у нас гораздо более суровые условия жизни. Что тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Нам, хочешь не хочешь, а надо работать. А Москва — город, как известно, хлебный, там много людей, которые не работают, занимаются какими-то непонятными вещами. Там постоянно существует тусовка бездельников. А у нас — или ты работаешь, или тебе здесь нечего делать. Поэтому в Екатеринбурге просто не приживается взрывной приезжий элемент. Так что завтра, несмотря на призывы, никаких столкновений не будет, я в этом уверен. У нас всегда был налажен хороший диалог властей города, области и национальных диаспор. К тому же в Екатеринбурге, как мне кажется, более развито гражданское общество. Что позволяет многие вопросы решать на раннем этапе. Ко всему, я не думаю, что какая-то национальная общность или организация начнет себя вести таким образом, чтобы вызвать события, подобные тем, что произошли на Манежной.
В номер!
Вчера Свердловская областная прокуратура потребовала дать принципиальную оценку действиям уроженца Чечни, стрелявшего в водителя грейдера в Екатеринбурге. Уголовное дело по факту причинения телесных повреждений «снегоуборщику» передано для дальнейшего расследования в Следственное управление СКП РФ по Свердловской области.
Напомним, инцидент произошел в Екатеринбурге 30 ноября. На помощь застрявшему в снегу грузовику решил прийти 36-летний водитель грейдера. Однако маневру буксировки мешал припаркованный рядом автомобиль «Infiniti», водитель которого почему-то категорически отказывался переставлять свою машину.
В ходе завязавшегося конфликта водитель иномарки выхватил травматический пистолет и выстрелил в водителя грейдера. Пострадавший получил травмы лица и контузию сетчатки глаза. После инцидента водитель иномарки скрылся. Но вскоре сыщикам удалось установить личность владельца «Infiniti». По предварительным данным, это уроженец Чечни, некто Мусаев, 1981 года рождения.
В водителя грейдера он стрелял из травматического пистолета «Макарыч» (внешне очень похожего на боевой пистолет Макарова). Разрешения на владение оружием у него не было. Узнав из СМИ о том, что сыщики угрозыска знают, кто применил оружие, мужчина сам позвонил в милицию. Он сообщил, что намерен совместно с представителем чеченской диаспоры добровольно явиться в УВД для дачи необходимых следствию показания для смягчения своей участи.
Было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ (хулиганство с применением предметов, используемых в качестве оружия). Мусаев был отпущен под подписку.
Между тем, как сообщила вчера областная прокуратура, учитывая то, что Мусаев умышленно из хулиганских побуждений с близкого расстояния произвел выстрел в жизненно-важную часть тела — голову потерпевшего, в его действиях усматриваются признаки более тяжкого преступления, а именно: ч. 3 ст. 30, п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство, совершенное из хулиганских побуждений).
Расследование уголовных дел соответствующей категории относится к компетенции органов Следственного комитета при Прокуратуре РФ. На основании постановления заместителя прокурора области материалы дела направлены для дальнейшего расследования руководителю Следственного управления СКП РФ по Свердловской области.
Как отмечают в прокуратуре, каждое лицо должно нести ответственность, соразмерную совершенному преступлению, — вне зависимости от статуса и иных обстоятельств.