«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: ТНК-BP заправит «Кольцово»
ТНК-ВP Виктора Вексельберга выходит на розничный рынок авиационного топлива. Компания подала ходатайство в ФАС о покупке екатеринбургского ООО «ТЗК-Кольцово» (дочерняя структура ОАО «Аэропорт Кольцово»). В «Кольцово» продажу ТЗК объясняют необходимостью либерализации регионального топливного рынка. Аналитики считают, что сделка вряд ли повлияет на конечную стоимость керосина, которая на днях выросла на 8% — до 21 тыс. руб. за тонну.
Как сообщили «Ъ» в пресс-службе ФАС, в ведомство поступило ходатайство от ТНК-BP о покупке ООО «ТЗК-Кольцово» — дочерней структуры екатеринбургского аэропорта «Кольцово». «Решение по этому обращению в соответствии с законом об иностранных инвестициях будет рассматриваться на правительственной комиссии, так как ТНК-BP — компания с иностранным капиталом. Планируется, что рассмотрено заявление будет на следующем заседании комиссии, которое состоится до конца этого года», — сообщили в пресс-службе ФАС. В пресс-службе ТНК-BP вчера отказались комментировать ситуацию, сославшись на отсутствие решения ФАС. Генеральный директор аэропорта «Кольцово» Евгений Чудновский подтвердил, что компания получила предложение о покупке ТЗК, но от подробных комментариев также воздержался. Сумму сделки в компаниях не раскрывают. По оценкам гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, исходя из объемов реализации (за 9 месяцев 2010 года «Кольцово» продало около 90 тыс. тонн керосина. — «Ъ»), рыночная стоимость ТЗК может составить порядка 60 млн евро.
Источник «Ъ», близкий к руководству «Кольцово», подтвердил, что, скорее всего, ТЗК купит именно ТНК-ВР. «Насколько мне известно, на следующей неделе этот вопрос будет рассматриваться на совете директоров, и, скорее всего, сделка будет одобрена», — отметил собеседник «Ъ». По его словам, продажа ТЗК вызвана «конфликтом интересов» внутри самого «Кольцово». «С одной стороны аэропорт заинтересован в высоких ценах в ТЗК, чтобы извлекать максимальную прибыль. С другой стороны, аэропорт должен увеличивать пассажиропоток, что невозможно сделать без привлечения новых авиакомпаний. Но новых игроков пугает высокая цена на керосин. Получается, что с точки зрения долгосрочной стратегии развития ТЗК аэропорту не нужен», — отмечает тот же источник.
Примечательно, что и у ТНК-BP, и у «Кольцово» общий акционер — Виктор Вексельберг, который через группу компаний «Ренова» владеет долей и в нефтяной компании (12,5% акций) и контролирует екатеринбургский аэропорт. Кроме того, ТНК-ВР в настоящее время является самым крупным поставщиком авиатоплива ТЗК. «Я не думаю, что авиакомпаниям стоит рассчитывать на существенное снижение цен на керосин после продажи. Особенно в ситуации, когда и покупателя, и продавца контролирует один и тот же человек. К тому же рынок керосина по-прежнему достаточно монопольный, и цены только растут (с начала года около 8-10%. — «Ъ»)», — говорит господин Рыбак. С ним соглашается и аналитик ИК «Метрополь» Александр Назаров: «ТНК-ВР до сегодняшнего дня не была представлена в розничном сегменте авиакеросина. Выход в «Кольцово» — четвертый по величине аэропорт России — даст неплохой старт и позволит получить дополнительную прибыль, которая оседала в руках посредника — аэропорта».
Стоит отметить, что это уже не первая попытка «Кольцово» продать ТЗК. Как уже писал «Ъ», компания в 2008 году под давлением ФАС и областных властей выставляла комплекс на продажу. Тогда планировалось провести открытый тендер, но ни одной заявки так и не поступило. Как отмечали участники рынка, которые получали предложение об участии в тендере, «Кольцово» запросило за актив «сильно завышенную цену — 120 млн евро», тогда как сами участники рынка оценивали комплекс вдвое дешевле. По их мнению, аномально высокая цена объяснялась нежеланием компании расставаться с активом. В 2008 году на долю ТЗК приходилось около 50% от выручки всего аэропорта (сейчас — 44%).
Одним из возможных претендентов на ТЗК до вчерашнего дня считалась дочерняя структура «Лукойла» — ООО «Лукойл-Аэро» (специализируется на управлении ТЗК и продаже авиакеросина «в крыло»), которая даже рассматривала варианты строительства альтернативного ТЗК на территории «Кольцово». «Мы подтверждаем, что у компании были планы по выходу на рынок авиакеросина в Екатеринбург, были переговоры с администрацией губернатора. Но в сегодняшних изменившихся условиях мы предпочитаем пока не комментировать эту тему», — сообщили в пресс-службе «Лукойла».