Творческое сообщество Екатеринбурга и представители бизнеса ищут точки соприкосновения. Из-за отсутствия интереса к искусству у предпринимателей камерные театры вынуждены искать подработки, зачастую в ущерб основной деятельности. Промышленники уверены, что в своей несостоятельности деятели искусства виноваты сами, и предпочитают помогать тем, кто уже встал на ноги.
Дискуссия на тему взаимоотношений культуры и бизнеса возникла в ходе круглого стола в Доме актера. Представители театрального сообщества озвучили предпринимателям проблему: бизнес не интересуется проектами небольших, но перспективных трупп. Между тем малым театрам, а также другим творческим объединениям для полноценного существования нужно не так много средств — средний бюджет составляет 200–300 тыс. рублей в месяц. При этом половина суммы, как правило, зарабатывается самостоятельно.
«Мы на круглом столе поднимали вопрос: может ли театр существовать самодостаточно? Есть успешный пример Театра музкомедии, у которого все билеты всегда распроданы. Но без поддержки все равно никак не обойтись. В основном нужны спонсоры для постановки. Сравните: либо ставить малобюджетные спектакли, либо не ограничиваться в фантазии», — рассказала руководитель театра «Шарманка» Лариса Абашева.
По ее словам, самостоятельно театру на амбициозные проекты денег заработать практически невозможно, во всяком случае на начальном этапе. Кроме того, для устойчивого позиционирования за рубежом труппе необходимы деньги на регулярные гастрольные туры. Но, как правило, все вырученные спектаклями, корпоративами и сдачей в прокат реквизита деньги съедаются арендой помещения.
«Если бы мы могли обратиться в крупные холдинги и получить хотя бы помещение, за которое не надо платить аренду, — мы бы смогли и более дорогие спектакли ставить и развиваться. Но нас не знают, мы не настолько раскручены, как другие», — сетует Л. Абашева.
Ее коллега, член общественного совета Дома актера Александр Фукалов уверен, что все дело в творчестве: если оно интересно потребителю, то будет успешно развиваться. Но для этого творческому коллективу нужен руководитель, способный привлечь к его работе и зрителей, и спонсоров.
«У нас зрители, которые готовы помогать культурному учреждению финансово, недостаточно образованны. Например, не знают, зачем им ходить в театр. Я не знаю случаев, чтобы крупный бизнес помогал развитию небольших театров. Исключение — это всем известные «Табакерка» и театр «Мастерская Петра Фоменко». А если говорить о провинции, включая Екатеринбург, я таких случаев не знаю. Возможно, дело в разборчивости предпринимателей в части культурных проектов. Они непривлекательны, потому что рекламный эффект от таких вложений не очень большой. Хотя на театральных гастролях за рубежом это вполне могло быть интересно», — считает А. Фукалов.
У самих бизнесменов к теме благотворительности подход иной. Всеобщее одобрение и репутационные дивиденды приносят социальные проекты — помощь детям, старикам и инвалидам сейчас актуальней. Все остальные благотворительные идеи зависят от личных пристрастий топ-менеджмента той или иной компании. Как сообщил УрБК пресс-секретарь ЗАО «Уралсевергаз» Олег Власов, руководители его организации предпочитают музкомедию. Поэтому именно Екатеринбургский муниципальный театр музыкальной комедии время от времени получает спонсорскую поддержку газовиков.
«Ни одного прямого обращения из какого бы то ни было малого театра на спонсорскую поддержку у нас не было. Видимо, им не хватает самопозиционирования. Тот же театр «Волхонка» — его знают, туда ходят. Но Музкомедию всё же лучше знают, это уже федеральный бренд, мы ей помогаем неофициально. А у того же Николая Коляды (руководитель Коляда-театра) как раз имидж такой, что, что бы он ни говорил, он производит впечатление человека очень успешного и не нуждающегося в помощи: у него гастроли во Франции, собственные фестивали», — считает О. Власов и предлагает властям обратить внимание на частные театры.
О том, что вложение средств в творческие мастерские — это тоже социальные проекты, предприниматели не задумываются, предпочитая считать художников такими же бизнесменами, как и они сами. Соответственно, при любой мысли о поддержке культурных проектов у потенциального мецената возникает резонный вопрос о репутационной или материальной отдаче. В качестве хорошего хобби поддержка творческих коллективов пока не воспринимается.
Между тем Свердловская область в последние годы настойчиво заявляет о своих претензиях на новое звание — бизнес-центр страны. Для привлечения иностранных и федеральных инвестиций в городе строятся гостиницы, развлекательные центры, создаются маршруты выходного дня. Но в то же время культурная сфера городской жизни фактически остается без внимания и властей, и бизнеса.
Анна Шабалина