«РБК daily» и Галина Камнева: Потребители кремния пожаловались на алюминиевую компанию в ФАС
Потребители кремния пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на UC Rusal. Компании — производители алюминиевых сплавов считают, что Rusal, пользуясь своим доминирующим положением, навязывает им невыгодные условия и нарушает свои контрактные обязательства.
В конце прошлой недели в ФАС поступило письмо от Совета промышленных предприятий вторичной цветной металлургии (Вторцветмет) с жалобой на UC Rusal. Потребители недовольны тем, что входящие в состав алюминиевой компании ЗАО «Кремний» и ООО «Суал-Кремний-Урал» не выполняют требования по заключению прямых договоров на поставку кристаллического кремния. «Cбытовая структура Rusal не позволяет производителям заключать прямые контракты», — пояснил РБК daily директор Вторцветмета Дмитрий Пузанов. Контракты действительно заключаются через «ОК Русал — Торговый дом», который входит в группу Rusal. Таким образом, кремний поставляется потребителям напрямую, подчеркивают в алюминиевой компании.
Также потребители кремния жалуются на то, что Rusal нарушает свои контрактные обязательства в плане ценообразования на продукцию. Согласно предписанию ФАС, алюминиевая компания в течение 20 лет не имеет права повышать цены более чем на 5% в квартал и более чем на 20% в год. «Rusal же считает, что это дает ей право повышать каждый раз цену на 5%, что в итоге по году дает больше 20%. Также Rusal считает себя вправе единовременно поднимать цену на 20%», — подчеркивает г-н Пузанов. Более того, по его словам, Rusal одну и ту же марку кремния продает разным внутренним покупателям по разным ценам, а на экспорт отгружает, как правило, по более низкой стоимости — из-за этого в России создается дефицит кремния.
При этом закупать кремний за рубежом сейчас можно только в Китае: другие производители или слишком далеко, или просят очень высокую цену. Но даже если договориться о поставках китайского кремния, пошлины и транспортные расходы делают его на 500—600 долл. дороже, чем в самом Китае. «Это позволяет китайским производителям успешно вытеснять российские компании с японского рынка, куда идет большой поток поставок российских алюминиевых сплавов», — отмечает г-н Пузанов.
Поставки кремния на экспорт действительно имеют место в силу ограниченного объема потребления внутреннего рынка: около 26 тыс. т в год при общем объеме годового производства предприятиями Rusal около 48 тыс. т, подтверждают в Rusal. В Rusal отрицают, что поставляют на экспорт кремний по более низкой цене, указывая, что мировые цены растут быстрее, нежели в России, где их контролирует ФАС. Кроме того, на экспорт поставляются марки кремния, не востребованные на внутреннем рынке.
ФАС уже приняла жалобу Вторцветмета к рассмотрению и собирается в скором времени направить в алюминиевую компанию соответствующие запросы. В Rusal, в свою очередь, подчеркивают, что «четко соблюдают свои контрактные обязательства» и не отказывают никому в заключении договоров.
Потребители кремния уже жаловались на Rusal в ФАС в 2007 году. Претензии касались в том числе недопоставок кремния отечественным потребителям. Однако тогда ситуацию удалось достаточно быстро решить, и алюминиевая компания возобновила поставки кремния на внутренний рынок в нужных объемах, напомнил Дмитрий Пузанов.