Обзор прессы
23.11.2010

«Вечерний Екатеринбург» и Лия Гинцель: Козырная карта в борьбе за инвестиции

Немецкие гости поделились опытом.

Рур в недавнем прошлом — крупнейший промышленный регион страны, кузница оружия немецкого рейха. Чёрно-серый от клубящегося дыма доменных печей воздух. Посеревшее бельё на натянутых посреди угрюмого двора верёвках. Угольная пыль, мрак и безнадёга вокруг… Знаменитый КРУПП отливал здесь свои пушки. Процветала металлургическая промышленность. 70% государственной стали производилось в этих местах. Потом устарели станки и механизмы, кризис позакрывал шахты, массовые увольнения рабочих привели к значительному снижению уровня жизни, а то и просто обнищанию семей…

И вдруг Рур официально признаётся культурной столицей Европы-2010. Случилось чудо? Или полумёртвая территория обрела второе дыхание? В общем-то с вопроса о том, как удалось сделать регион привлекательным для инвесторов, начался (да и завершился) разговор на «круглом столе» в фотографическом музее «Дом Метенкова». Помимо учёных Института экономики УрО РАН, уральского филиала Плехановского вуза и Екатеринбургской академии современного искусства (сотрудники музея истории города и метенковского — само собой) в обсуждении принимали участие наши гости из Германии и США.

Но вернёмся к Руру. Дом Метенкова не случайно посвятил одну из своих последних фотоэкспозиций земле, «свершившей преобразования через культуру и возродившей культуру через преобразования». Сегодня на этих 3,3 тысячи кв. метра немецкой территории реализуется в течение года около 300 проектов, более 2,5 тысячи акций. Работают кинозалы, музеи, библиотеки. Построены отличные дороги, новейшие логистические центры. Есть предложения по возведению жилья. Фестиваль пианистов и недавно появившийся альпинистский центр собирают меломанов и спортсменов со всей Германии. В результате Рур и в своей стране постепенно вышел на ведущие роли. И прославился на всю Европу. Что, в свою очередь, не может не гарантировать и особое внимание, и вожделенный поток инвестиций.

Историю Рура продемонстрировали снимки и выступление молодого учёного из города Эссен (Рур) Симона Бейкерлинга. Но едва он завершил свою презентацию, зашумели уральцы. Немцы, конечно, молодцы. А мы-то что же? Мы — представители богатейшего края, где творил Бажов, где кладовые полны несметных сокровищ, где природа уникальна и щедра, мы, что похвастаться можем единственно Ганиной Ямой? И неужели туристический бизнес не для нас?

Профессор Александр Кузьмин категорически не согласен: неподалёку от Екатеринбурга сохранились памятники древнейшей культуры. Тот же Шувакишский завод, полностью укрытый землёй, специалисты просто боятся трогать — как бы не началось нашествие варваров, ищущих золото и бриллианты. Со всех сторон «круглого стола» уже звучат подсказки: у нас прекрасные объекты конструктивизма, немало модерна. Ксения Фёдорова из Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства выступает с подробным рассказом о недавно проведённом индустриальном биеннале — своего рода прорыве в сознании народа и властей. Первой, пожалуй, попытке соединения, казалось бы, несоединимого: современного искусства и существующей экономики (или того, что от неё осталось), превращения бросовых, бездействующих цехов в широко посещаемые выставки, концертные залы, места для перформансов. Пейзажи индустриальные — в световые инсталляции, портреты рабочих (того же камвольного комбината) — в подобие судьбоносных мойр, богинь плетущих и плетущих наше будущее, обычного мусора — в волнующий воображение ландшафт.

Развлечение для тусовки? — народ уже готов броситься в бой. Пусть так. Что плохого, если заставляет думать, переживать, да просто наслаждаться эффектным и остроумным зрелищем хотя бы даже избранную публику? Ведь праздника очень сильно хочется всем…

Зачем обновлять предприятия, у которых нет шансов возродиться? — слово берёт сотрудник университета Фридриха Шиллера доктор Марион Дате. И как, кстати, определить наличие этих шансов. Почему Германия столь много денег (более триллиона дойчмарок и евро в совокупности) вложила в спасение Рура? Много ли смысла «закапывать» средства в дорогу, ведущую в никуда? Исходили из ситуации, похожей на нашу. Помните: «советское — значит, отличное»? Их бренд — «Made in Germany» — тоже когда-то был антибрендом. Потом начали заботиться о качестве продукции. И высококлассные, отлично подготовленные специалисты помогли переломить ситуацию. С подготовки специалистов стартовали и в Руре. Сейчас весь мир знает: качество гарантировано. Но инвестор не приходит на новое место, если там не продумана инфраструктура. А чтоб её создать, надо как минимум знать, чего хотят потенциальные вкладчики. То ли им милее всего дороги, то ли мозги у них заняты исключительно экологией. Это так, пример. Но надо же понравиться тому, кто вправе выбрать совсем не нас. Мотивация владельцев «заводов, газет, пароходов» — вот о чём следует заботиться мечтателям и радетелям добрых перемен. Необходимость внедрения в сознание визави образа: мы не только ждём инвестиций, но вполне способны пустить их в дело.

Пока инвесторы удваивали капиталы, рурцы тоже не сидели сложа руки, проводя время в жалобах на отсутствие возможностей. Они делали свою работу и очень заботились о рекламе. Лучшие футболисты, самые красивые девушки, Бетховен, «Порш»… А ещё, прозвучало как само собой разумеющееся, у нас льготные условия инвестирования.

Инвесторы, конечно же, «сломались». Деньги пошли. Осталось сделать поток неисчерпаемым. Как? Интернет, говорят, нам поможет. Теперь любое начинание подвергается обсуждению. Звучат и критические голоса. Госпожа Дате уверена: это тоже хорошо. По крайней мере, рурцы знают, чего от них хотят, что идёт на ура и где ситуацию следует подправить. Отвоевав трудами праведными собственную нишу, они расположились в ней всерьёз и надолго.

Получается: Рур — культурная столица Европы. Екатеринбург вполне может претендовать на то же звание в Евразии. Мы на границе. И это, наверное, единственная граница в мире, что не разделяет, а объединяет страну и части света. На Западе к консолидации идут нелёгким путём проб и ошибок, торят тропинку. Нам от природы выпала козырная карта. Ещё бы осознать своё счастье да не пройти мимо.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
26.12.2013 Слава PTRK: В России пока нет понимания, что в искусство надо вкладывать деньги

На вопросы УрБК ответил один из известных уличных художников России Слава PTRK ...

01.03.2012 Уральский филиал Государственного центра современного искусства отмечает 7 лет работы действующей команды во главе с Алисой Прудниковой

УрБК, Екатеринбург, 01.03.2012. 1 марта 2012 года Уральский филиал Государственного центра современного искусства ...

08.09.2010 Министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев: По результатам первой Уральской индустриальной биеннале станет ясно, будет ли область в дальнейшем участвовать в этом проекте

УрБК, Екатеринбург, 08.09.2010. «В ходе встречи с губернатором мы договорились о том, что первая Уральская биеннале ...

08.09.2010 В Екатеринбурге открылась Уральская индустриальная биеннале современного искусства «Ударники мобильных образов»

УрБК, Екатеринбург, 08.09.2010. В Екатеринбурге открылась Уральская индустриальная биеннале современного искусства под ...

27.05.2010 Управляющий директор Aberdeen Property Investors Чарльз Восс: Возрождение России началось, но потребуется много времени для того, чтобы оно дошло до регионов

УрБК, Екатеринбург, 27.05.2010. «До кризиса в России рынок коммерческой недвижимости можно было назвать ангельским или ...