13.11.2010

Новая индустриализация Урала: проблемы финансирования

В Екатеринбурге прошла пятая ежегодная межрегиональная конференция «Точки роста экономики Большого Урала: условия новой индустриализации». В конференц-зале резиденции свердловского губернатора собрались представители власти, бизнеса и научного сообщества. В отличие от предыдущих собраний такого уровня, сегодняшнее мероприятие не «звездило» именитыми политиками и учеными. Но от этого дискуссия только выиграла: спорные доклады бурно обсуждались, обнажая острые углы отечественной экономики.

Впрочем, этих безусловно важных проблем не услышали главные адресаты конференции — губернатор Александр Мишарин и заместитель полпреда Президента РФ в УрФО Сергей Сметанюк. Сразу же после своих докладов чиновники покинули зал заседания, сославшись на неотложные дела. Судьбу Большого Урала пришлось обсуждать без них.

Цель и задачу созванной конференции озвучил ее организатор, генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев. По его словам, сегодняшнее обсуждение различных аспектов индустриализации очень важно, потому что интересно. На этой позитивной ноте и приступили к докладам. Первым «отработал» свердловский губернатор. В очередной раз напомнив об индексе промышленного производства и темпах роста ВРП, он объяснил свое видение развития региона.

«Мы находимся на 6-м месте по стране по объемам иностранных инвестиций, на 9-м месте по общему объему инвестиций. Но этого мало. Для нас важен курс на диверсификацию экономики. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса — важнейшее направление развития. В этой сфере нам надо создать не менее 30 тыс. рабочих мест», — по старой привычке дал указание губернатор.

Сергей Сметанюк в свою очередь добавил, что хотел бы, чтобы участники встречи обсудили в том числе и проект «Урал промышленный — Урал Полярный». По его утверждению, в «УП-УП» уже очень много крупных инвесторов, но полпредство не отказалось бы от дополнительных вложений. На этом участие местных VIP'ов в конференции закончилось, и слово вновь взял Валерий Фадеев.

Он рассказал о том, как недавно прочитал статью в одном из американо-российских бизнес-журналов, редактор которого свалил вину за провал индустриализации на народ, назвав его представителей ленивыми, архаичными и безынициативными. Издателю такое высказывание показалось расистским, и он пожелал его автору скорейшего увольнения. А для того чтобы оправдать сограждан, Валерий Фадеев назвал три направления, в которых им стоит двигаться, с тем чтобы реализовать прорывную модернизацию.

«Я говорю о собственной индустрии, включая сырье и агропромышленный комплекс, об инновационном секторе и локализации производственных сил, чтобы избежать существующих гигантских разрывов в уровне развития регионов», — отметил он, сразу признав, что денег на все это в бюджете нет.

Мнение о необходимости привлекать частные инвестиции в глобальные индустриальные проекты поддержали и другие спикеры. Практически каждый отметил, что ни один из региональных бюджетов не сможет одновременно реализовывать и социальную политику, и программу модернизации экономики.

Присутствовавшие представители бизнеса призывы чиновников и ученых не оценили. По крайней мере, ни один из них не встал и не заявил, что готов немедленно начать вкладываться в общее дело.

Тем не менее, по мнению следующего выступающего, вице-спикера Госдумы Валерия Язева, программа по модернизации — «это подарок судьбы для России». Поэтому может быть гораздо эффективнее не «завозить деньги в мешках» (то есть не привлекать инвестиции. — Прим. ред.), а напечатать их в Центробанке и выдавать малому бизнесу в виде кредитов.

«А потом не нужно будет возвращать их за границу, а можно будет вкладывать в нашу экономику», — предположил Валерий Язев.

Конкретный механизм вложения напечатанных денег предложил директор института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта «ГипротрансТЭИ» — филиала ОАО «РЖД» Федор Пехтерев. Сегодня в России создается система скоростного движения — современные технологии на базе старых железнодорожных путей. Именно ограниченность в ресурсах не позволяет развиваться в этом направлении. РЖД сейчас занимается финансированием магистрали Салехард — Надым и вкладывает порядка 15–20 млрд. рублей в развитие инфраструктуры северных регионов.

Кроме того, уже презентован проект скоростной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил, его стоимость оценивается в 12–16 млрд. рублей. В довершение инфраструктурных планов РЖД Ф. Пехтерев напомнил об идее строительства магистрали Екатеринбург — Челябинск, стоимостью 23 млрд. рублей. Пока установленный срок реализации — до 2015 года, но с учетом кризисных явлений эта дата будет меняться в большую сторону.

«А Екатеринбург — Москва?» — воспользовался отсутствием автора идеи, Александра Мишарина, один из участников конференции.

«В стратегических планах мы этот проект, конечно, рассматриваем, — уклончиво заговорил Ф. Пехтерев. — Но сроков мы пока не знаем. Нужны условия, у нас есть силы, возможности. Все упирается в финансовый источник. В одиночку РЖД его не потянет. У нас на всю сеть по РФ годовые вложения порядка 240–250 млрд. рублей».

В заключение первой части конференции директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ Илья Долматов попытался разрушить житейский миф о высокой рентабельности естественных монополий. Докладчик основывался на исследованиях своих зарубежных коллег и на простой логике: низкие тарифы для промышленности приводят к низкому уровню производительности, а себестоимость энергоресурсов зачастую ненамного выше установленных в России тарифов. Для большей убедительности ученый привел пример европейских стран, где ценники не в пример выше.

«Вывод простой: нужно платить больше естественным монополиям взамен на раскрытие ими коммерческой информации. Предприятиям тогда придется заняться экономией энергоресурсов, увеличить производительность труда и надежность производств», — резюмировал он.

Но такие выводы вызвали бурную реакцию у присутствующих на конференции монополистов. Они обвинили докладчика в некомпетентности и подтасовке фактов. Уже через несколько минут обмена репликами зал практически разделился на сторонников повышения энерготарифов и противников такой меры. Во избежание еще большего накала страстей ведущий был вынужден срочно пригласить к трибуне директора аэропорта Кольцово Евгения Чудновского. Но тот вместо обсуждения глобальных задач заговорил о собственном проекте по развитию малой авиации, призывая вкладывать в это бюджетные деньги.

После начала рекламной части конференции ее участники начали потихоньку расходиться в сторону столовой.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
13.11.2010 «Уральский рабочий» и Ирина Яковлева: Без саней с горы не съедешь

Кто оплатит создание условий для модернизации. Главные вопросы, вынесенные на обсуждение пятой ежегодной ...

12.11.2010 Новая индустриализация Урала: денег нет и не будет

В Екатеринбурге чиновники и ученые со всей России безуспешно искали средства на новую индустриализацию ...

12.11.2010 Институт «ГипротрансТЭИ»: Уровень рентабельности скоростной магистрали Екатеринбург — Нижний Тагил оценить пока сложно

УрБК, Екатеринбург, 12.11.2010. «Стоимость скоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург — Нижний Тагил ...

02.11.2010 Коротко о событиях на месяц

3 ноября заместитель председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев посетит Белоярскую атомную станцию. 8 ноября в ...

13.11.2009 Представители ООО КБ «Кольцо Урала» приняли участие в четвертой ежегодной межрегиональной конференции «Точки роста экономики Большого Урала»

УрБК, Екатеринбург, 13.11.2009. Представители ООО КБ «Кольцо Урала» приняли участие в четвертой ежегодной ...