Олега Кашина искалечили из-за его профессиональной деятельности, бытовая версия все менее вероятна, говорят правоохранители.В ночь с 5 на 6 ноября в Москве около своего дома на Пятницкой улице был избит журналист газеты «Коммерсантъ» Олег Кашин. Как сообщила его соседка Елена Погребижская, нападавших было двое, они ожидали его с букетом цветов. Они сломали ему челюсть, голень, пальцы и нанесли черепно-мозговую травму. Состояние Кашина остается тяжелым, ему сделано несколько операций. Президент Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву взять на особый контроль расследование преступления, а в «Твиттере» пожелал Кашину скорейшего выздоровления.
Создан оперативный штаб, куда, по словам представителя ГУВД Москвы Виктора Бирюкова, вошли сыщики уголовного розыска, следователи СКП и эксперты-криминалисты. Возбуждено уголовное дело по статье «покушение на убийство, совершенное группой лиц». Следователи считают, что нападение могло быть связано с профессиональной деятельностью Кашина, той же версии придерживаются главный редактор «Коммерсанта» Михаил Михайлин и редактор отдела «Общество» Илья Нагибин.
Кашина избили так же, как главного редактора газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова 13 ноября 2008 г. и активиста в защиту Химкинского леса Константина Фетисова 4 ноября, говорят защитница Химкинского леса Евгения Чирикова и Нагибин. На всех троих напали вечером у дома, главный удар — тяжелым предметом по голове (Бекетов стал инвалидом, Фетисов — в коме), Бекетову и Кашину отбили пальцы (Бекетову ампутировали несколько пальцев, Кашина доставили в больницу без фаланги левого мизинца) и переломали ноги.
Кашин писал на разные темы, в их числе — проблема Химкинского леса, прокремлевские молодежные движения, митинги оппозиции, самыми конфликтными были первые две, считает Нагибин.
Друг Кашина журналист Илья Азар полагает, что причиной покушения могли стать блоги Кашина, а не его более взвешенные статьи в прессе: именно Кашин обратил внимание на запись активистки из движения «Наши» о ее связи с лидером движения Василием Якеменко, а из-за другой записи у журналиста возник конфликт с псковским губернатором Андреем Турчаком.
Когда в конце июля нынешнего года неизвестные разгромили администрацию Химок, Кашин был в командировке во Владивостоке, но записал: «Мы здесь, во Владивостоке, узнали о позавчерашних событиях в Химках и хотим передать всем, что всецело поддерживаем антифу и анархистов».
После возвращения в Москву Кашин взял интервью у анонимного участника погрома в Химках, напоминает Александр Черных, автор репортажной части заметки про погром.
11 августа на сайте «Молодой гвардии «Единой России» появилась статья Владислава Ловицкого о погроме администрации Химок, которая заканчивалась словами: «Они — враги, значит, они будут наказаны!» В субботу на том же сайте был вывешен комментарий члена политсовета Андрея Татаринова: организация возмущена нападением на журналиста и желает ему выздоровления.
В одном из выступлений на «Эхе Москвы» Кашин заявил, что бывший пресс-секретарь «Наших», а ныне депутат Госдумы Роберт Шлегель женат на дочери Андрея Ураева, возможного автора романа «Околоноля», авторство которого приписывают первому замруководителя администрации президента Владиславу Суркову. Шлегель эту информацию в беседе с «Ведомостями» опроверг и сообщил, что присоединился к обращению к президенту с просьбой содействовать раскрытию преступления, поскольку из-за сложных отношений Кашина с «Нашими» СМИ могут начать обвинять движение в причастности к покушению.
Даже если в массовых провластных движениях и есть криминальные и фанатично преданные власти элементы, такого рода преступления совершаются только за деньги, это типичное заказное преступление, считает директор центра «Сова» Александр Верховский. Наемная сила использовалась для разгона палаточного лагеря экологов, а на Фетисова и до 4 ноября совершались нападения, вспоминает Чирикова: это были мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, в масках, крепкого телосложения.
В деле покушения на Кашина отрабатываются разные версии, в том числе и о связи этого нападения с атаками на активистов движения в защиту Химкинского леса, бытовая версия все менее вероятна, говорит сотрудник правоохранительных органов, знакомый с ходом расследования.
Олег Кашин был в так называемых черных списках Федеральной службы охраны: на встречу президента с рок-музыкантами в «Ритм & блюз кафе» его сначала не хотели аккредитовывать, поскольку в 2007 г. его задерживали за участие в марше несогласных.
Оригинал статьи вы можете прочитать
здесь.