Рынок ювелирных изделий Урала: спроса нет, но цены растут
Рынок ювелирных украшений Урала — это настоящее экономическое чудо. Несмотря на неуклонное снижение спроса, стоимость украшений столь же неумолимо продолжает расти.
Золотодобытчики прогнозируют дальнейший рост цен и предвкушают высокую доходность. Ювелиры констатируют падение спроса и спасают бизнес облегченными и низкопробными изделиями.
Определяющими при формировании цен в отрасли являются два фактора: цена на золото за тройскую унцию на Лондонской бирже и курс доллара по отношению к рублю. Именно поэтому наш рынок драгметаллов очень чувствителен к конъюнктуре мировых цен. Больше всего их рост выгоден золотодобывающим предприятиям. Затраты на производство остаются прежними, зато стоимость конечного продукта растет, повышая доходность производителей.
«Сегодня унция золота стоит порядка $1,3 тыс., думаю, в ближайшие полгода цена вырастет до $1,5 тыс., хотя некоторые эксперты отрасли делают прогноз до $2 тыс. Кроме того, золотодобытчики разрабатывают месторождения, которые ранее были законсервированы, считались невыгодными, а теперь там вовсю ведутся работы», — объяснил тенденцию генеральный директор УК «Уралдрагмет-Холдинг» Николай Тимофеев.
Ювелиры зачастую закупают металл не у местных золотодобывающих предприятий, тем более что таковых на Урале практически нет, а в банках. Там слитки продаются по стоимости, установленной биржей, где только за последние 4 месяца ставка выросла с $1211 до $1329.
«Если говорить о рознице, то здесь при формировании цены многое зависит от вида изделия — со вставками оно или без. Мы производим украшения из золота и специализируемся на украшениях с бриллиантами. Если с ценой на золото все просто, то с украшениями с бриллиантами другая ситуация. На средние и мелкие бриллианты за прошедший год сохранялась стабильная цена, поэтому при изменении стоимости золота до 40% изменение стоимости самого украшения со вставками варьируется от 5 до 30% в зависимости от веса камней и металла в изделии», — рассказал УрБК гендиректор «РИФЕСТА-Холдинга» Максим Стрежнев.
При этом золотые украшения как таковые давно утратили свою инвестиционную ценность. По-прежнему ключевыми показателями изделия являются стоимость изготовления, качество вставок и бренд производителя. Единственное украшение, которое действительно представляет инвестиционную ценность, — это изделие из золота с крупными бриллиантами.
За год цены на бриллианты массой от 1 карата выросли в среднем на 6%. За последние 5 лет 3-каратные бриллианты в стабильности роста стоимости уступают только банковскому золоту и являются, пожалуй, единственным действительно выгодным для инвестиций вложением.
Именно такие изделия обычно и используют в качестве спасения от инфляции. Однако падение покупательской способности в кризис существенно видоизменило региональный рынок ювелирных изделий. Несмотря на общую стабилизацию ситуации в экономике, спрос на предметы роскоши продолжил свое падение. Чтобы сохранить бизнес, ювелиры идут на профессиональные хитрости. По словам Николая Тимофеева, спрос удается удерживать за счет легких, ажурных изделий и за счет снижения пробности украшений. Это позволяет снизить розничную цену на товар и привлечь покупателей, напуганных возросшими ценами на ювелирном рынке.
И это работает. При общем падении покупательской способности в 1,5–2 раза несколько возрос интерес к позолоченному серебру, к облегченным изделиям. Обычно покупатель откладывает приобретение на 1–3 месяца, успевая за это время промониторить рынок. В так называемый переходный период розница старается удержать старую цену, дабы не потерять потенциальных покупателей, после чего адаптируется к новым условиям.
«По сравнению с периодом до 2008 года объемы продаж упали на 20%. В будущее мы сейчас смотрим с тревогой — если цена на золото на Лондонской бирже продолжит расти, то в рознице ювелирные украшения тоже подорожают», — предупредила директор сети ювелирных магазинов «Золотая рыбка» Юлия Месарош.
Такая тенденция, вопреки ожиданиям, приводит вовсе не к процветанию ювелирной отрасли, а к серьезным убыткам. Уже сейчас деятельность многих торговых точек не окупается, при этом банки не готовы кредитовать проблемную отрасль.
На сегодняшний день ни гарантий, ни положительных финансовых отчетов, ни доходов у компаний нет. В случае если оптовые цены продолжат свой рост, а изделия из золота сохранят за собой только имидж предмета роскоши, в ближайшем будущем рынок ювелирных изделий могут ждать серьезные перемены.