Крупнейшая в России ретейловая сеть «Магнит» тихой сапой проникает на рынок Екатеринбурга. За последнее время краснодарская сеть открыла в столице Урала 5 своих магазинов. Отметим, что под управлением «Магнита» в России работают около 3,7 тыс. магазинов, в ближайших планах компании — открытие еще 800 точек в формате «у дома».
Вторжение «Магнита» в Екатеринбург происходит незаметно: появление новых торговых точек не сопровождается ни массированной рекламной кампанией, ни громкими PR-акциями. Более того, официальные представители «Магнита» делают все возможное для того, чтобы быть максимально недоступными для прессы. Складывается впечатление, что компания намеренно старается сделать свое появление на Урале незаметным.
Это тем более удивительно, что еще два года назад ее нередко называли потенциальным покупателем крупных региональных сетей уровня «Купца» или «Кировского». Можно было бы предположить, что информационная закрытость — средство не попадаться на глаза местным конкурентам сети. Но если даже это предположение было верным, цели своей «Магнит» не добился. Конкуренты внимательно следят за его экспансией.
Правда, планы и перспективы краснодарской сети представители уральского бизнес-сообщества оценивают скептически. По их данным, в силу каких-то причин ранее намеченные планы варяги не выдерживают.
«Пути развития у нас сети «Магнит» можно сравнить с «Пятерочкой», «Каруселью» или «Монеткой». Между ними нет принципиальных различий. Что-либо существенно изменить на местном рынке «Магнит» сможет, только решив купить какого-то местного продовольственного ретейлера. В другом случае будет просто некое органическое развитие», — прогнозирует генеральный директор сети «Звездный» Александр Райсих.
«Сравнивать «Кировский» и «Магнит» в Екатеринбурге — все равно что сравнивать «Мерседес» и «Ладу». «Магнит» — лидер российского ретейла по числу магазинов. Известно, что инвестиционные планы компании на следующий год выражаются в сумме 1,5 млрд. долларов. Насколько мне известно, торговая сеть планировала открыть в Екатеринбурге порядка 30 магазинов. Но пока их открыто только 5», — заявил УрБК депутат Областной Думы Лев Ковпак.
В администрации города называют более скромные цифры: в ближайших планах сети — открыть 10 магазинов. Впрочем, даже в осведомленном ведомстве вице-мэра Виктора Контеева признают: маркетинговая стратегия «Магнита» для чиновников пока загадка.
«О планах их развития и конкурентной программе нам ничего не известно», — заявляет главный специалист комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Светлана Холоднюк.
Более того, ряд экспертов вообще ставят под сомнение наличие такой стратегии. По их мнению, сам по себе приход «Магнита» в Екатеринбург является шагом странным, а оправданность его под вопросом.
«Магнит», безусловно, хорошая, крупная сеть с большим оборотом денежных средств. Мне непонятно лишь одно: зачем они полезли в город-миллионник? Их стратегия — глубинка, область. Работа с городами с населением не более 50 тысяч человек. Этого же плана они придерживались и у нас в области, открыв в малых городах 27 магазинов. Что они забыли в Екатеринбурге — непонятно», — отмечает топ-менеджер одной из местных сетей, пожелавший остаться неизвестным.
Наблюдатели не исключают, что вторжение на такой высококонкурентный и нетрадиционный для «Магнита» рынок, каким является Екатеринбург, может оказаться рискованным ходом. Тем более — безо всякой медиа- и PR-поддержки и видимой программы продвижения.
Вполне вероятно, что подобная политика может привести к пробуксовке развития сети в регионе и в итоге даже к уходу с екатеринбургского рынка. Впрочем, для такой сети, как «Магнит», потеря нескольких магазинов может оказаться просто незаметной.
Оксана Морозова