Жители Свердловской области всё с меньшей охотой платят за жилищно-коммунальные услуги. Согласно официальным данным, из общей суммы задолженности потребителей перед поставщиками теплоэнергоресурсов, которая составляет 5 млрд. рублей, 3 млрд. — долги населения.
В этой ситуации управляющие компании вынуждены идти либо на уступки, либо, напротив, на ужесточение санкций к неплательщикам.
Свердловская область в этом плане не исключение. По данным Министерства регионального развития РФ, в 2010 году собираемость платежей за услуги ЖКХ с населения составила 82%, что на 11% меньше, чем в прошлом году.
Сами граждане нежелание платить объясняют недовольством размерами тарифов. Как показал опрос фонда «Общественное мнение», 61% россиян считают, что сумма, которую они платят за ЖКХ, слишком велика, и лишь меньше трети респондентов оценивают ее как приемлемую.
Результат неплатежей известен: управляющие компании не могут своевременно рассчитаться с поставщиками услуг и подготовить жилищный фонд к зиме, а у самих поставщиков начинаются проблемы с закупкой топлива.
Руководитель УК «Стандарт» Александр Сизов готов предоставлять рассрочку даже самому злостному неплательщикуРаботающие в Екатеринбурге управляющие компании представляют данные еще более пессимистичные, чем статистика Минрегиона.
Как заявили в УК «Стандарт», в течение года долги населения увеличились со 169 до 228 млн. рублей, из этой суммы 98 млн. рублей составляет текущая задолженность, то есть долг не более одного месяца. Более 4 тыс. граждан не платят коммунальщикам уже свыше полугода, еще 3 тыс. человек — и вовсе более 9 месяцев.
По оценкам директора УК «Дом» Михаила Клейна, реальное количество неплательщиков увеличилось с кризисом примерно до 30% от общего числа жильцов многоквартирных домов Екатеринбурга, то есть на деле каждый третий не платит за свет, воду и газ в режиме, в котором он обязан это делать.
Методы борьбы с низкой платежной дисциплиной известны и мало отличаются от тех, что применяются к предприятиям: разбирательство в суде и отключения.
Управляющая компания «Стандарт» готова предоставить проблемным жильцам рассрочку, лишь бы платили. Такая акция весь год проводилась для жителей, имеющих задолженность более 10 тыс. рублей.
В УК «Верх-Исетская» стараются активно привлекать административный ресурс. Дважды в месяц жильцы, задолженность которых составляет от 10 до 20 тыс. рублей, вызываются на специальную комиссию, которая проходит в администрации района. Если должник не явился или не выполнил обязательства по данным на заседании гарантиям, юристы компании обращаются в суд.
Многие УК по-прежнему уповают на коллекторов. Так, в той же «Верх-Исетской», если сумма долга абонента превышает 20 тыс. рублей, весь пакет документов по данной ситуации передается в специальное агентство.
Долги каждого отдельно взятого гражданина невелики, однако в сумме граждане должны поставщикам не меньше, чем крупнейшие заводыСвои плюсы в таком взаимодействии отмечают и коллекторы.
«Коммунальные долги, в отличие от банковских, более динамичны в погашении. Здесь речь идет о долгах за услуги по обеспечению домашним комфортом, которого теоретически может лишиться должник при уклонении от погашения задолженности. Большие суммы в сфере коммунальных долгов бывают редко. Как правило, это долги за 6—9 месяцев в размере 7—12 тысяч рублей», — заявляет и.о. начальника отдела коллекторских услуг компании «Интеллект-С» Андрей Тишковский.
Впрочем, многие коллекторы говорят, что взыскание долгов за свет с физических лиц — дело все же весьма хлопотное и недешевое. Поэтому и ТСЖ с управляющими компаниями все чаще стараются обходиться собственными силами.
«Мы привлекаем не коллекторские агентства, а юридические фирмы, которые готовят документы и ведут исковые разбирательства в отношении неплательщиков. Это позволяет многократно увеличить количество рассматриваемых исков», — заявляет официальный представитель УК «Стандарт» Диана Рыбакова.
Коллеги из небольших УК своим коллегам сочувствуют, утверждая, что работать с меньшим числом клиентов, в режиме «от двери к двери», организационно все-таки проще.
«Поскольку у нас не очень крупная по масштабам бизнеса компания, мы имеем возможность работать с клиентами индивидуально: кому-то можно пойти на уступки, с кем-то, напротив, необходимо занимать более жесткую позицию. Для нашего формата бизнеса такого рода меры достаточно эффективны. В крупных же управляющих компаниях эту проблему таким образом решать гораздо труднее, коллегам приходится искать какие-то иные пути», — отмечает Михаил Клейн.
И при прежнем губернаторе, и при новом сумма долгов области перед поставщиками ТЭР составляет порядка 5 млрд. рублей, и министерство ЖКХ здесь бессильно Впрочем, в росте неплатежей коммунальщики винят не только кризис, но и своих недобросовестных коллег и даже журналистов.
«На мой взгляд, имеющееся увеличение количества должников по услугам ЖКХ связано не только и не столько с кризисом, сколько с ростом недоверия жильцов к управляющим компаниям. Причем недоверие это вызвано не только недобросовестными коммунальщиками, но и другими факторами, в том числе — влиянием СМИ, которые создают не совсем хорошую репутацию данной сфере. Хотя и журналистов понять можно, так как мошенники есть везде, в том числе — и в сфере ЖКХ», — полагает директор ООО «ДЕЗ» Сергей Сколобанов.
Отчасти данная версия имеет право на существование, ведь всем памятны продолжающиеся скандалы, когда в одни и те же квартиры приносят квитанции на оплату сразу несколько компаний. В этой ситуации не только правозащитники, но и чиновники откровенно рекомендуют гражданам не платить, а ждать решения судов о правомерности требований.
Таким образом, ситуация с неплатежами в отрасли все больше напоминает замкнутый круг. Качество же ЖКХ в месте своего проживания, согласно данным социологов, 47% россиян продолжают оценивать как плохое, а средний счет, который ежемесячно оплачивают горожане за эти услуги, составляет около 3 тыс. рублей.
Валентина Попова