Статьи
06.10.2010

Свердловчане всё реже платят за газ и свет

Жители Свердловской области всё с меньшей охотой платят за жилищно-коммунальные услуги. Согласно официальным данным, из общей суммы задолженности потребителей перед поставщиками теплоэнергоресурсов, которая составляет 5 млрд. рублей, 3 млрд. — долги населения.

В этой ситуации управляющие компании вынуждены идти либо на уступки, либо, напротив, на ужесточение санкций к неплательщикам.

Свердловская область в этом плане не исключение. По данным Министерства регионального развития РФ, в 2010 году собираемость платежей за услуги ЖКХ с населения составила 82%, что на 11% меньше, чем в прошлом году.

Сами граждане нежелание платить объясняют недовольством размерами тарифов. Как показал опрос фонда «Общественное мнение», 61% россиян считают, что сумма, которую они платят за ЖКХ, слишком велика, и лишь меньше трети респондентов оценивают ее как приемлемую.

Результат неплатежей известен: управляющие компании не могут своевременно рассчитаться с поставщиками услуг и подготовить жилищный фонд к зиме, а у самих поставщиков начинаются проблемы с закупкой топлива.

Руководитель УК «Стандарт» Александр Сизов готов предоставлять рассрочку даже самому злостному неплательщику
Руководитель УК «Стандарт» Александр Сизов готов предоставлять рассрочку даже самому злостному неплательщику

Работающие в Екатеринбурге управляющие компании представляют данные еще более пессимистичные, чем статистика Минрегиона.

Как заявили в УК «Стандарт», в течение года долги населения увеличились со 169 до 228 млн. рублей, из этой суммы 98 млн. рублей составляет текущая задолженность, то есть долг не более одного месяца. Более 4 тыс. граждан не платят коммунальщикам уже свыше полугода, еще 3 тыс. человек — и вовсе более 9 месяцев.

По оценкам директора УК «Дом» Михаила Клейна, реальное количество неплательщиков увеличилось с кризисом примерно до 30% от общего числа жильцов многоквартирных домов Екатеринбурга, то есть на деле каждый третий не платит за свет, воду и газ в режиме, в котором он обязан это делать.

Методы борьбы с низкой платежной дисциплиной известны и мало отличаются от тех, что применяются к предприятиям: разбирательство в суде и отключения.

Управляющая компания «Стандарт» готова предоставить проблемным жильцам рассрочку, лишь бы платили. Такая акция весь год проводилась для жителей, имеющих задолженность более 10 тыс. рублей.

В УК «Верх-Исетская» стараются активно привлекать административный ресурс. Дважды в месяц жильцы, задолженность которых составляет от 10 до 20 тыс. рублей, вызываются на специальную комиссию, которая проходит в администрации района. Если должник не явился или не выполнил обязательства по данным на заседании гарантиям, юристы компании обращаются в суд.

Многие УК по-прежнему уповают на коллекторов. Так, в той же «Верх-Исетской», если сумма долга абонента превышает 20 тыс. рублей, весь пакет документов по данной ситуации передается в специальное агентство.

Долги каждого отдельно взятого гражданина невелики, однако в сумме граждане должны поставщикам не меньше, чем крупнейшие заводы
Долги каждого отдельно взятого гражданина невелики, однако в сумме граждане должны поставщикам не меньше, чем крупнейшие заводы

Свои плюсы в таком взаимодействии отмечают и коллекторы.

«Коммунальные долги, в отличие от банковских, более динамичны в погашении. Здесь речь идет о долгах за услуги по обеспечению домашним комфортом, которого теоретически может лишиться должник при уклонении от погашения задолженности. Большие суммы в сфере коммунальных долгов бывают редко. Как правило, это долги за 6—9 месяцев в размере 7—12 тысяч рублей», — заявляет и.о. начальника отдела коллекторских услуг компании «Интеллект-С» Андрей Тишковский.

Впрочем, многие коллекторы говорят, что взыскание долгов за свет с физических лиц — дело все же весьма хлопотное и недешевое. Поэтому и ТСЖ с управляющими компаниями все чаще стараются обходиться собственными силами.

«Мы привлекаем не коллекторские агентства, а юридические фирмы, которые готовят документы и ведут исковые разбирательства в отношении неплательщиков. Это позволяет многократно увеличить количество рассматриваемых исков», — заявляет официальный представитель УК «Стандарт» Диана Рыбакова.

Коллеги из небольших УК своим коллегам сочувствуют, утверждая, что работать с меньшим числом клиентов, в режиме «от двери к двери», организационно все-таки проще.

«Поскольку у нас не очень крупная по масштабам бизнеса компания, мы имеем возможность работать с клиентами индивидуально: кому-то можно пойти на уступки, с кем-то, напротив, необходимо занимать более жесткую позицию. Для нашего формата бизнеса такого рода меры достаточно эффективны. В крупных же управляющих компаниях эту проблему таким образом решать гораздо труднее, коллегам приходится искать какие-то иные пути», — отмечает Михаил Клейн.

И при прежнем губернаторе, и при новом сумма долгов области перед поставщиками ТЭР составляет порядка 5 млрд. рублей, и министерство ЖКХ здесь бессильно
И при прежнем губернаторе, и при новом сумма долгов области перед поставщиками ТЭР составляет порядка 5 млрд. рублей, и министерство ЖКХ здесь бессильно

Впрочем, в росте неплатежей коммунальщики винят не только кризис, но и своих недобросовестных коллег и даже журналистов.

«На мой взгляд, имеющееся увеличение количества должников по услугам ЖКХ связано не только и не столько с кризисом, сколько с ростом недоверия жильцов к управляющим компаниям. Причем недоверие это вызвано не только недобросовестными коммунальщиками, но и другими факторами, в том числе — влиянием СМИ, которые создают не совсем хорошую репутацию данной сфере. Хотя и журналистов понять можно, так как мошенники есть везде, в том числе — и в сфере ЖКХ», — полагает директор ООО «ДЕЗ» Сергей Сколобанов.

Отчасти данная версия имеет право на существование, ведь всем памятны продолжающиеся скандалы, когда в одни и те же квартиры приносят квитанции на оплату сразу несколько компаний. В этой ситуации не только правозащитники, но и чиновники откровенно рекомендуют гражданам не платить, а ждать решения судов о правомерности требований.

Таким образом, ситуация с неплатежами в отрасли все больше напоминает замкнутый круг. Качество же ЖКХ в месте своего проживания, согласно данным социологов, 47% россиян продолжают оценивать как плохое, а средний счет, который ежемесячно оплачивают горожане за эти услуги, составляет около 3 тыс. рублей.

Валентина Попова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
10.07.2012 Свердловская область возглавила список должников за услуги ЖКХ среди регионов УрФО

УрБК, Екатеринбург, 10.07.2012. Объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги в регионах, входящих в Уральский ...

06.10.2010 ЗАО «УК «Стандарт»: Задолженность по услугам ЖКХ свыше 9 месяцев имеют более 3 тыс. собственников жилья

УрБК, Екатеринбург, 06.10.2010. «Проблема неплатежей всегда стоит очень остро. По нашим данным, на 1 января 2010 года ...

05.10.2010 ЗАО «УК Верх-Исетская»: Количество неплательщиков за услуги ЖКХ со временем не уменьшается

УрБК, Екатеринбург, 05.10.2010. «Мы ведем работу по сокращению количества должников, которых, к сожалению, достаточно ...

05.10.2010 Директор УК «Дом» Михаил Клейн: В связи с кризисом неплательщиков за услуги ЖКХ стало больше

УрБК, Екатеринбург, 05.10.2010. «Совершенно ясно, что в первую очередь, ослабляя дисциплину платежей по услугам ЖКХ, ...

31.08.2010 Задолженность населения Свердловской области перед поставщиками ТЭР — почти 3 млрд. рублей

УрБК, Екатеринбург, 31.08.2010. Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области напомнило жителям области о ...