В Свердловскую область приходит вторая волна бизнеса из Германии, не знающая, кто такой Эдуард Россель, но серьезно настроенная на сотрудничество в духе известных взаимных симпатий сторон. Встреча делегации федеральной земли Рейнланд-Пфальц и представителей предприятий Урала прошла сегодня в Екатеринбурге. Участники с обеих сторон не скрывали, что хотели бы заработать друг на друге, но пока слабо представляют, как это можно сделать.
Сотрудничество Свердловской области и земли Рейнланд-Пфальц продолжается уже не первый год. На сегодняшний день, пожалуй, самым громким и действующим проектом является использование немецких энергосберегающих технологий компании BASF.
Для знакомства бизнесмены из России и Германии привлекли Александра Харлова и представителя Министерства экономики федеральной земли Рейнланд-Пфальц Клаудию БриллманДля знакомства бизнесмены из России и Германии привлекли Александра Харлова и представителя Министерства экономики федеральной земли Рейнланд-Пфальц Клаудию БриллманОднако, по признанию официального представителя данной территории в России Александра Фролова, такие проекты скорее исключение, чем правило. В основном суммы контрактов невелики, речь чаще всего идет о сотнях тысяч евро, ведь 98% предприятий земли Рейнланд-Пфальц — малый бизнес с количеством сотрудников, в основном не превышающим 50 человек.
Несмотря на это, наше правительство обещает содействовать немецкому бизнесу в его начинаниях на территории Свердловской области. Как сообщил на сегодняшнем брифинге министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Александр Харлов, уже ведется активная работа по уменьшению налогового бремени на немецкие предприятия земли Рейнланд-Пфальц, приходящие работать на Урал.
Кроме того, с сегодняшнего дня немецкий бизнес получил особую привилегию — личный доступ к министру для решения своих проблем. Впрочем, беспокоиться нашим чиновникам не стоит. Как рассказал УрБК Александр Фролов, у немцев не принято решать свои проблемы в кабинетах министров, поэтому компании обращаются к открывшемуся в начале 2009 года Бюро федеральной земли Рейнланд-Пфальц.
Йорг Ратман до сих пор не может понять, почему в России организация производства стоит так дорогоЙорг Ратман до сих пор не может понять, почему в России организация производства стоит так дорогоНемцы сегодня обрисовали в общих чертах, что их интересует на Урале. Основные перспективы они видят в машиностроении и энергосбережении.
Интересуются инвесторы и логистикой, причем не в Екатеринбурге, а в области. Региональные перевозчики готовы к сотрудничеству с коллегами. Сегодня с ними встретился заместитель генерального директора по стратегическому развитию компании-перевозчика ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг. По его мнению, организация областных перевозок находится в ужасном состоянии. Перевозчики не славятся обязательностью и пунктуальностью, и поучиться у немцев можно многому.
Кризис нанес по нашим экономическим отношениям с Германией существенный удар. Товарооборот, даже несмотря на поддержку областных властей, уже второй год снижается. Так, если в 2008 году он составлял 1,5 млрд. долларов США, то в 2010 году он ожидается в размере 330 млн. долларов.
За это время сменилось и руководство Свердловской области. Прежний губернатор Эдуард Россель, столь горячо любивший Германию и многое сделавший для прихода европейского бизнеса на Урал, передал бразды правления Александру Мишарину. Впрочем, многие гости из Германии, как оказалось, прежнего губернатора уже не помнят: правление Центра делового сотрудничества также сменилось.
От кадровой перезагрузки отношений и та, и другая сторона ожидают роста взаимопонимания и взаимных же выгод. Познакомиться с немецкими бизнесменами сегодня пришли уральские компании. Одни ищут инвесторов, другие — покупателей.
Характерно, что разговоров о создании собственных промышленных площадок на территории нашей области немцы пока не ведут. Уральские бизнесмены уверены, что гостям это не по силам: этому не способствуют ни наши тарифы на энергоресурсы, ни иные российские реалии. Например, предприятие, находящееся в Германии и имеющее в своем штате 160 человек, по-прежнему намного эффективнее российского с 3 тыс. работников.
Как и 20 лет назад, первопроходцы — бизнесмены из Германии и России пытаются понять, как заработать друг на другеКак и 20 лет назад, первопроходцы — бизнесмены из Германии и России пытаются понять, как заработать друг на другеВ умах молодых и неопытных немецких бизнесменов существует миф о низкой стоимости российского производства, приезжая же в Россию, они кардинально меняют свое мнение.
«Для немцев все еще остается непонятным, зачем было открывать в Калуге автозавод «Фольксваген», ведь себестоимость производства там на 30% выше, чем в Германии», — рассказал генеральный директор Центра делового сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы федеральной земли Рейнланд-Пфальц Йорг Ратман.
На сегодняшних переговорах было семь компаний из Рейнланд-Пфальц, с нашей же стороны желающих получить иностранного партнера в разы больше — около 50. Причем это не только бизнесмены из Екатеринбурга — «спросом» гости из Германии пользовались у представителей Челябинска, Перми, Югры, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для более тесного сотрудничества, по заявлению Йорга Ратмана, правительство области уже рассматривает возможность открытия официального представительства в земле Рейнланд-Пфальц, но это требует финансовых вложений.
Поэтому пока идея муссируется лишь на уровне разговоров.