«Уральский рабочий» и Олег Шаргунов: К юбилею в зареве пожарища
Вчера сгорела церковь на территории Ганиной Ямы.
По сообщению пресс-службы Главного управления МЧС по Свердловской области, информация о возгорании поступила 14 сентября в 07.20. Загорелся храм во имя иконы Божией Матери «Державная», или Державный храм монастырского комплекса в честь Святых Царственных Страстотерпцев.
Беда пришла буквально за неделю до торжественных дней — 23 сентября в урочище планировались масштабные мероприятия в честь десятилетия создания монастыря.
Общая площадь поражения огнем составила порядка 400 квадратных метров. Всего на ликвидацию пожара было направлено 44 человека и 17 единиц техники из подразделений Верхней Пышмы, Екатеринбурга и Среднеуральска. Пока они добирались до места, монастырская братия пыталась бороться с напастью собственными силами, используя в том числе списанную старую пожарную машину на базе грузового ЗИЛ-130. Однако сил и умения для победы над огнем явно не хватало. Подоспевшие профессиональные огнеборцы локализовали пламя в 8.49, а полностью открытое горение было ликвидировано в 10.40. Из плюсов стоит отметить, что удалось остановить распространение огня на другие деревянные постройки внутри монастырского комплекса, а из минусов — строение сгорело полностью, обрушился купол храма, в отдельных местах остался лишь каменный остов: колонны и арочный комплекс.
Когда о происшествии узнали представители средств массовой информации, и их машины дружной вереницей потянулись в сторону урочища, пожарные уже в массе своей возвращались на места дислокации — остались лишь немногие для проведения проливки остатков храма. Для этого, кстати, пригодился бассейн, вырытый на территории комплекса. Приехавшая карета скорой помощи так и простояла без надобности: пострадавших не было.
У входа в комплекс нас встретила девушка-коллега и радостно, чуть ли не со смехом (!!!) спросила: «А че вы так поздно приехали, там уже все сгорело?!»… Внутри ходили уставшие, все в копоти, огнеборцы (к этому времени они уже свернули почти все пожарные рукава), послушники и монахи. Пахло гарью, практически вся территория монастыря была залита водой — в общем, на войне, как на войне. Поэтому неуместный смех барышни был воспринят как некий нервный срыв.
Вообще было видно, что присутствие журналистов обитателей монастыря напрягало. Бойкая женщина пыталась гонять операторов-телевизионщиков, ее коллеги осуждающе шикали на тех журналисток, что приехали не в юбке и не догадались покрыть голову платком, — в обычный день в таком виде на территорию обители их просто бы не пустили. Погорельцев в праведном гневе понять, конечно, можно — залезли к ним «со своим уставом».
Наконец один из служителей культа, игумен Феодосий, решил все-таки выступить перед представителями СМИ. Естественно, всех интересовали причины происшествия.
— Нам многое в этом мире непонятно, — издалека начал батюшка. — Для нас главное не узнать причину, а, несмотря ни на что, идти в заданном направлении. В монастыре и раньше случались пожары — но мы всегда все восстанавливали в первозданном виде. Ни один человек на своем пути не может обойтись без трудностей.
Действительно, это не первый подобный инцидент в монастырском комплексе. Так, например, в ноябре 2007 года горел купол и стены храма во имя Святого Иова Многострадального, а в апреле 2008-го полыхнула церковная лавка. В обоих случаях священнослужители указывали на то, что главной причиной пожара является печное отопление комплекса и отсутствие газопровода. Теперь же…
— Я ничего не собираюсь придумывать, — отрезал игумен. — Я знаю только, что произошел пожар, огонь уничтожил храм, а о том, чего не знаю, я говорить не собираюсь…
За его спиной пожарные закончили проливку, и монахи с послушниками дружно взялись за уборку сгоревших бревен, кровли — всего того, что до удара огненной стихии называлось храмом. Получалось это у них споро и умело — на территории обители постоянно ведутся какие-нибудь строительные работы, поэтому имеется различная спецтехника, которой «божьи люди» управляют с поразительной ловкостью.
Сгоревший храм обязательно восстановят — об этом сообщили пресс-службе Екатеринбургской епархии.
Что же до причин случившегося, то этим занимаются следователи из УВД Верхней Пышмы и специалисты областного МЧС, а контроль за ходом проверки возложен на прокуратуру Свердловской области. Окончательное заключение будет сформировано ориентировочно в течение десяти дней.
Справка
Ганина Яма — это заброшенный рудник к северу от Екатеринбурга. В середине XIX века этот участок был приобретен с целью добычи золота, однако его не нашли, но активно добывали железную руду. В начале XX века рудник был заброшен. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года сюда после расстрела были вывезены и сброшены в шахту останки бывшего российского императора Николая II, его семьи и приближенных. Сегодня на Ганиной Яме расположен мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев.