«Уральский рабочий» и Владимир Серегин: Кто будет управлять городом?
Публичные слушания в вопросах и ответах.
17 сентября состоятся публичные слушания, касающиеся внесения изменений в Устав Екатеринбурга. Эта тема сегодня является одной из наиболее обсуждаемых в городском сообществе, поэтому мы публикуем разъяснения о предстоящем событии, подготовленные специалистами Екатеринбургского института муниципального управления.
Публичные слушания часто именуют институтом (формой) прямой демократии. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», публичные слушания — форма участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Каковы цели проведения публичных слушаний?
Проведение слушаний преследует цели обеспечения гласности при подготовке и принятии правовых документов, информирования населения о предполагаемых решениях органов местного самоуправления. Кроме того, слушания позволяют выявить общественное мнение по проектам муниципальных правовых актов, служат цели выработки предложений и рекомендаций граждан.
Кто назначил предстоящие публичные слушания?
Соответствующее решение (№ 34) 24 августа с.г. приняла Екатеринбургская городская Дума. Его полное наименование следующее: «О назначении публичных слушаний по проекту решения Екатеринбургской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования «город Екатеринбург». Дума, кстати, выступила также инициатором слушаний.
По какому поводу в Екатеринбурге проводятся публичные слушания, назначенные на 17 сентября 2010 года?
Предстоящие слушания посвящены внесению поправок в Устав города. Они значительны по объему и насыщены по своему содержанию. Пожалуй, главным вопросом, требующим общественного обсуждения, являются изменения, касающиеся учреждения должности главы городской администрации. Он будет выполнять свои обязанности по контракту. Такого главу в прессе часто именуют сити-менеджером. Другая часть поправок касается главы города. Предполагается, что он будет избираться из числа депутатов городской Думы.
Где будут проходить публичные слушания на этот раз?
Как обычно, в актовом зале администрации города по адресу: Екатеринбург, переулок Банковский,1, комната 451. 17 сентября 2010 года слушания также будут проводиться в этом зале. Учитывая повышенное внимание к данным слушаниям, дополнительно зарезервированы еще два помещения: зал № 339 (переулок Банковский, 1, 3-й этаж) и зал заседания постоянных комиссий городской Думы № 459 (улица 8 Марта, 8б, 4-й этаж). Трансляция публичных слушаний будет осуществляться в сети Интернет.
Кто является потенциальными участниками слушаний?
Городское положение об организации и проведении слушаний классифицирует их участников на две группы: с правом выступления; без права выступления. К первой группе относятся жители муниципального образования «город Екатеринбург», которые письменно внесли в Оргкомитет предложения и рекомендации по обсуждаемым вопросам (не позднее, чем за семь дней до даты проведения слушаний); Ко второй группе относятся жители города, не заявившие предварительно о своих намерениях выступать публично.
Существуют ли гарантии проведения слушаний?
Они предусмотрены городским Положением об организации и проведении публичных слушаний. Во-первых, муниципальный правовой акт, проект которого выносится на публичные слушания, не может быть принят, пока не получены результаты его обсуждения (п.3 ст.1). Одно это обстоятельство побуждает муниципальные власти организовывать слушания. Во-вторых, срок проведения слушаний со дня опубликования документа об их назначении до момента обнародования результатов слушаний не может составлять более двух месяцев (п.6 ст.5). Несомненно, это тоже дисциплинирует организаторов данного мероприятия. В-третьих, объявление о проведении слушаний публикуется в средствах массовой информации и на сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до даты их проведения (п.1 ст.10). Таким образом, факт организации слушаний заблаговременно становится достоянием широкой общественности, что тоже гарантирует их проведение.
Можно ли познакомиться с предлагаемыми Думой поправками в Устав города?
— Они опубликованы в Вестнике Екатеринбургской городской Думы и газете «Вечерний Екатеринбург» (№ 186 от 25 августа 2010 года). Объявление о проведении данных публичных слушаний размещено также на официальном сайте городской Думы и в «Вечерке».
Какова процедура публичных слушаний?
Она включает в себя несколько последовательных действий: регистрацию участников слушаний; открытие слушаний председателем с оглашением обсуждаемой темы, разъяснением оснований и причин проведения слушаний, ознакомлением с предложениями Оргкомитета по регламенту ведения слушаний; выступления инициаторов слушаний; обсуждение доклада и содоклада (выступления участников, внесших свои предложения и рекомендации); принятие итогового протокола слушаний.
Новая редакция Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Екатеринбург» предъявляет дополнительные требования к процедуре регистрации участников слушаний. Теперь она осуществляется только при наличии паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, установленного федеральным законодательством. С согласия участника слушаний при регистрации в регистрационный лист вносятся следующие сведения: Ф.И.О., год рождения, адрес места жительства участника слушаний, напротив которых он собственноручно ставит свою подпись.
Еще одно нововведение касается возможностей удаления из помещения, где проводятся слушания, лиц, нарушающих общественный порядок, порядок проведения слушаний либо проявляющих иными своими действиями неуважение к участникам слушаний. Эта крайняя мера допускается по решению большинства от присутствующих участников слушаний и применяется председателем публичных слушаний. Появление в Положении соответствующей нормы призвано оградить слушания от хулиганских проявлений, дисциплинировать их потенциальных участников.
Что является результатом слушаний?
Это рекомендации двух видов: об утверждении без изменений опубликованного проекта муниципального правового акта; о дополнениях и (или) изменениях к опубликованному проекту такого акта. Та или иная рекомендация включается в итоговый протокол слушаний. Он принимается большинством голосов от числа участников слушаний, принявших участие в голосовании, и подписывается председателем и секретарем публичных слушаний. Надо иметь в виду, что на голосование ставятся только те предложения, которые были внесены до дня проведения слушаний. Затем итоговый протокол направляется органу местного самоуправления, назначившему слушания. В течение 15 дней после проведения слушаний итоговый протокол публикуется в официальных средствах массовой информации и в сети Интернет.
Являются ли результаты публичных слушаний обязательными для органов местного самоуправления?
Установлено, что они носят рекомендательный характер. Тем не менее органы местной власти учитывают результаты слушаний, отраженные в итоговом протоколе, при принятии муниципального правового акта.
С полной версией разъяснений можно познакомиться на официальном сайте городской администрации www.ekburg.ru.