Свердловские власти не оставляют попыток завлечь в регион иностранцев. По мнению экспертов туристического рынка, сделать это будет крайне проблематично, несмотря на планируемые колоссальные финансовые вложения. Не спешат поддержать усилия областного правительства и федеральные власти.
Напомним, Правительством РФ утверждена концепция федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на 2011—2016 годы. Уральский регион в ней отмечен как перспективный только в сфере экологического и активного туризма. Ни деловой, ни культурно-познавательный аспекты не рассматриваются, хотя именно в этом направлении и хотели бы работать и зарабатывать амбициозные областные чиновники.
Правительством Свердловской области принята целевая программа по формированию туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» на 2011—2015 годы, подразумевающая восстановление и реставрацию 68 объектов в Верхотурье и окрестных селах. На эти цели предполагается направить 4,5 млрд. рублей, в том числе 2 млрд. из федерального бюджета и более 1,17 млрд. рублей — из областного. Кроме того, 1,2 млрд. рублей необходимо затратить на формирование туристического продукта и развитие инфраструктуры зоны. В целом программа потребует порядка 10 млрд. рублей затрат.
Виктор Контеев давно и безрезультатно пытается разогреть рынок внутреннего туризмаК 2015 году председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин ставит задачу обеспечить туристический поток в направлении Верхотурья в объеме не менее 2 тысяч человек в день. Только тогда можно будет окупить хотя бы текущие расходы. В перспективе же бизнесу и чиновникам задана планка в 4 тысячи человек в сутки.
Представители туристической сферы административного оптимизма не разделяют, считая, что такое число реально будет набрать в лучшем случае только по большим православным праздникам.
«Туристы стараются туда не ездить, потому что это отнимает много времени, порядка 14 часов. Верхотурье интересно в основном, кроме паломников, только деловым туристам, но, как известно, время у них ограничено», — заявил директор компании «Визит-Екатеринбург» Александр Клокунов.
Иностранные туристы также не очень заинтересованы в поездке по святым местам. Зарубежные гости, отправившиеся в тур по России, доезжая до Екатеринбурга, уже насмотрелись храмов в других городах, к примеру в Москве и в городах «Золотого кольца».
«Даже храм на Крови им уже по большому счету не интересен. Они отказываются его смотреть», — добавил эксперт.
Такого же мнения придерживается и директор «ПрофСервис» Наталья Бучинская, отмечая, что в месяц ее туристическая фирма отправляет в Верхотурье всего 20 иностранных граждан.
Кроме вечных проблем с инфраструктурой, специалисты жалуются еще на целый ряд трудностей. Одной из них является нехватка квалифицированных кадров. По мнению представителей рынка, сейчас необходимы областные программы, которые повысят уровень «образованности» экскурсоводов. Острой называют и проблему отсутствия коммуникаций между музеями и туроператорами. Компании не хотят сотрудничать с музеями, обосновывая это тем, что любой их экскурсовод сам может провести грамотную экскурсию. Представители музеев говорят об обратном.
Туристические компании также заявляют о плохом состоянии транспортного парка.
«У нас недавно была группа иностранных туристов, и в нашем хорошем автобусе были неполадки. Я сразу подумала, что если он сломается, то нам не на чем будет везти гостей», — сказала начальник отдела регионального туризма ЕБМТ «Спутник» Алла Галактионова.
В блестящие туристические перспективы Верхотурья пока верят лишь областные чиновники, да и то на словах При этом руководители транспортных компаний не ставят перед собой сверхзадачи по улучшению имиджа города или другой подобной.
«Когда я пригласил транспортников на совещание, они не понимали, зачем и что от них зависит. Также они не понимали, зачем им иметь англоязычного шофера. Хотя образ шофера серьезно влияет на образ города, в который мы приезжаем», — сетует заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев.
Высокая стоимость экскурсионного обслуживания также остается серьезной головной болью отрасли. По данным мониторинга цен, экскурсии по Екатеринбургу и окрестностям по ценам находятся на уровне с московскими или санкт-петербургскими, и даже выше.
«Необходимо снижать цену экскурсионного обслуживания за счет сокращения издержек», — поставил перед коммерсантами задачу Виктор Контеев, однако понимания не встретил. Туристические компании утверждают, что основная часть затрат — это аренда всё тех же автобусов, которая составляет в среднем 1400 руб. в час.
В целом в ходе совещания так и не прозвучало конкретных предложений о том, что же нужно сделать для решения перечисленных и других проблем отрасли. Единственное действие, которое было поддержано с энтузиазмом, — обращение в федеральное правительство с просьбой все-таки включить область в программу развития внутреннего туризма.
«Нам эти средства необходимы. У нас есть реальный шанс попасть в эту программу и получить федеральные деньги», — отметил Виктор Контеев.
До среды представителям туристических фирм необходимо подготовить предложения и обоснования для написания официального обращения.