За последние полгода Дмитрий Горчаков, пишущий в Живом журнале под ником nucl0id (http://nucl0id.livejournal.com/), стал одним из самых известных блогеров Екатеринбурга. Его репортажи с общественных мероприятий, митингов, выставок «Иннопром-2010» и «Оборона и защита — 2010» и лесных пожаров на Урале не раз привлекали внимание традиционных средств массовой информации. Своими мыслями о личных медиа, нетрадиционной журналистике и корпоративных блогах Дмитрий Горчаков поделился с информационно-аналитическим агентством «УралБизнесКонсалтинг».— Дмитрий, блог http://nucl0id.livejournal.com/ сейчас де-факто стал средством массовой информации. В нем регулярно публикуются полновесные репортажи. На это тратятся личные ресурсы, в первую очередь — время. Зачем, с какой целью? — Я на самом деле езжу только туда, куда мне интересно, и снимаю то, что мне интересно. Даже не успеваю всё выкладывать в блоге, что говорит о том, что в большей степени я это делаю для себя. В блоге я пишу о том, чем просто хочется поделиться с людьми. Тем более, когда речь идет о по-настоящему важных темах.
— Какова сверхзадача проекта? — Честно говоря, сверхзадачи нет. Я, как и озаглавлен мой блог («Обо всем понемногу»), пишу именно обо всем, что мне интересно, и рад тому, что растет число людей, которым это тоже становится интересно.
— Может быть, это потребность что-то узнать, с кем-то поделиться? Или это потребность стать известным, удовлетворить некие амбиции? Есть ли ощущение, что это — своеобразное «новое медиа»?— Когда я завел ЖЖ (блог на платформе Livejournal.com), я вообще не знал, зачем это сделал. Потом начал выкладывать свои фотографии. Это был вариант самореализации. Когда появилось внимание к блогу со стороны традиционных СМИ (приглашают, просят иногда дать фотографию, где-то использовать ее), появилось какое-то чувство ответственности за то, что я пишу и выкладываю.
Пожалуй, единственная цель, которую я четко ставлю в некоторых своих фоторепортажах, — популяризация каких-то малоизвестных мест. Как-то я даже писал об этом. Например, музеи. Есть музей, в глубинке он неизвестен. Или известен, но в Сети нет хороших и свежих фотографий оттуда. Тот же музей военной техники в Верхней Пышме. Просто съездить, отснять его и показать специалистам, выложить в специализированных сообществах, которые этим занимаются, — для меня это важно.
— Какова целевая аудитория проекта? Кто конечный пользователь, читатель, потребитель информации? Ведь журнал читает и много журналистов.— Я даже не знаю. Я вообще мало в этих электронных делах разбираюсь, в счетчиках и фильтрах. Я хотел недавно провести опрос, что в моем блоге интереснее читателю. Хотел разделить по трем направлениям, которые я для себя выделяю, о чем я пишу.
Первое — это просто фотоотчеты с каких-то мероприятий, второе — это ядерная и экологическая тематика, которые я профессионально затрагиваю; у меня есть ряд читателей, которых интересует именно это. Третье — это освещение каких-то околополитических вопросов. Не всегда это фотоотчеты, это просто какие-то записи с мероприятий, те же круглые столы и так далее.
Эти три направления я сам для себя выделяю, но не могу понять, которое важнее, которое интереснее, с какой целью меня основная масса людей читает.
— То есть уже есть необходимость изучать аудиторию? — Я ощущаю эту необходимость. Я задаюсь вопросом: надо ли мне делать из своего блога какой-то тематический проект или продолжать вести его как личный дневник, публикуя только то, что мне интересно? У меня даже была идея завести другой блог, например, чисто по ядерным вопросам.
— Сразу вопрос, который напрашивается, который очевиден: есть ли планы по «монетизации» блога в будущем?— С одной стороны, я хотел бы получать какую-то финансовую отдачу от блога, чтобы оправдать свои трудозатраты и перед собой, и перед семьей, понимая, что блог уже вышел за рамки уютной личной жежешечки. С другой стороны, я опасаюсь этой монетизации. Есть прецеденты: ко мне иногда обращаются с предложением о чем-то рассказать… Иногда я соглашался, но я ни разу не брал деньги за публикацию. Если мне интересна тема — я о ней пишу, мне лишь дают доступ к информации. Меня регулярно приглашают на различные мероприятия, и я там ничего особенного не прошу. Достаточно просто пустить, и я поснимаю. И даже в блоге напишу. Ни разу за это деньги не брал, и я не знаю даже, как предложить, чтобы мне заплатили за это.
Есть известные московские блогеры, на которых в чем-то можно ориентироваться, которые на рекламе зарабатывают, но местами это выглядит очень некрасиво. Репутация, по-моему, дороже денег.
— Вариант перехода от блогера-любителя к блогеру-профессионалу рассматривается? — Пока нет, я не вижу такого варианта «с человеческим лицом».
— Был ли опыт продажи своих фотографий?— Нет, по крайней мере через блог. Хотя пару раз я фотографировал интерьеры на заказ, так что можно сказать, что опыт всё же имеется.
— Часто разные СМИ пользуются фотографиями из блога. Это не раздражает? — Я с удовольствием делюсь фотографиями, особенно когда это помогает привлечь внимание к какой-то теме. Я уже привык, что электронные СМИ используют мои снимки, когда-то спрашивают, когда-то — нет. Таких фактов довольно много. Я никогда не брал за это деньги. Если ко мне обращались, я просил лишь указывать активную ссылку на блог, понимая, что я тем самым раскручиваю ресурс, привлекаю читателей к результатам своего труда. Вот эту единственную цель я себе, может быть, ставлю. Не зарабатывать, а имя себе делать. Лишь недавно я стал писать в блоге кроме имени и свою фамилию, я понимаю, что уже нельзя оставаться анонимом. И такой вариант сотрудничества со СМИ для меня наиболее приемлемый. Я готов и продавать фотографии. Это как раз нормально. Как народный журналист я себя в принципе воспринимаю.
— Как можно оценить влиятельность этого «нового медиа»? С ним считаются, к нему прислушиваются? — Я очень скромно оцениваю возможности своей аудитории, не ощущаю свой блог прямо-таки медиа — я же не тысячник. Возможно, это неверно, но для меня, чисто психологически, число френдов — основной показатель успешности блога в ЖЖ. Звонки и письма из различных СМИ меня больше удивляют, чем радуют. По-моему, я мало на что влияю, хотя отдельные темы вызывают обсуждения в блогах. Для меня сегодня стало новостью то, что мой блог — один из самых популярных в Екатеринбурге.
— При создании проекта использовалась специализированная литература, книги по блогерству? — Нет, я же завел блог вообще без определенной цели, пишу чисто интуитивно. Очень неприятны всякие советы по раскрутке блогов, которые сейчас встречаются в Сети. Иногда я просто смотрю, как пишут самые топовые блогеры. Из тех, на которых я бы больше хотел быть похожим.
— «Другой»?— Да, он неплох. Есть люди, из таких тысячников, в десятке. К Рустему я отношусь с большим уважением как к человеку. А вот, например, Илья Варламов, на которого можно ориентироваться как на хорошего фотографа, который оперативно снимает репортажи и, несомненно, достоин внимания как профессионал, раскручивал блог не самыми приемлемыми для меня методами. И это мне не очень нравится. Хотя человек, видимо, просто умеет себя продавать, и блог для него — торговая площадка. У него иной подход, более личный.
— Профессиональный блогер вынужден ставить посты за вознаграждение. Иначе эта деятельность невозможна. Это позволяет выйти на другой уровень — от фототехники до скорости перемещения в пространстве. — Я бы на самом деле с удовольствием занялся блогерством на профессиональной основе, если бы нашел приемлемый для себя способ на этом зарабатывать, не теряя в репутации. Но до тысячника мне пока еще далеко.
Тем не менее, уже сейчас начали появляться ограничения. Личного я пишу не так много, как раньше, когда 10 друзей меня читали, которых я всех персонально знаю. У меня своя аудитория, которая чего-то ждет, которая к чему-то привыкла, которой «сходил в кино, посмотрел» уже не интересно. Хотя я и продолжаю вести блог как личный дневник.
К большим постам, фоторепортажам я иногда неделю готовлюсь, потому что мне надо написать так, чтобы не стыдно было показать. Но это когда нет четких временных ограничений. А вот с записью по пожарам я опоздал. Я хотел ее написать в тот же день, но домой приехал просто никакой. Я писал ее, уже путаясь в числах. А этого хотелось избежать.
Некоторые фотоотчеты я не успеваю вовремя обработать. Бывает, отснимешь материал, а потом завертелся, закрутился, не уложился в самим собой установленные сроки. Потом когда-нибудь я выложу красивые фотографии с какого-то события. Но актуальности не будет.
— Случаются ли сложности с прохождением на мероприятия? — Это основная сложность. Там, где нужна аккредитация. То есть я же не журналист, никто… Несколько раз были идеи — просто прийти и представиться как представитель интернет-сообщества… Но аккредитацию так не получить. У меня была идея на «Иннопром» послать заявку. Ради интереса. Но зачастую я попадаю на интересные мероприятия просто потому, что у меня там есть знакомые. Город же у нас маленький.
— Была послана официальная заявка в оргкомитет «Иннопрома»?— Нет. Я ее так и не послал. Но идея у меня была. У меня были знакомые в оргкомитете, поэтому я попал и в первый день, и в любой день там ходил без ограничения по территории. Также я съездил на «Экспоармс», мог поехать и в день для специалистов… Но это, опять же, потому, что у меня были знакомые среди спонсоров и организаторов, то есть, по сути, меня туда пригласили. А аккредитацию я бы просто так не получил.
У меня была идея просто договориться с какими-то СМИ и стать внештатным корреспондентом для таких вот ситуаций, особо не афишируя издание. Я понимаю, что много журналистов меня читают из электронных СМИ, берут материалы, почему бы и не договориться.
— Есть мысль зарегистрировать свой блог как СМИ? — У меня была такая фантазия, но, насколько я знаю, есть всего один прецедент такой с блогом-СМИ. Какой-то московский блогер, тоже ради интереса и решения проблемы доступа, зарегистрировался, но ничего хорошего из этого не вышло. На СМИ все-таки накладывается слишком много ограничений.
— Были ли попытки тех лиц, о которых было написано в блоге, высказать недовольство? Не так сфотографированы, не так показаны? Или конфликтов не было? — Я не помню такого. Ведь мои репортажи — не о первом лице или важном человеке, а просто о мероприятии. Порой я кого-то ругаю, но конфликтов из-за опубликованных в блоге материалов еще не было.
— Если поступит предложение: «Товарищи, а не хотите ли вы съездить с нашим губернатором?»...— Я бы не отказался. Это новый опыт, который надо использовать. Обычно я не упускаю интересных предложений. Такое предложение для меня однозначно интересное.
— Проект не ощущает конкуренции со стороны СМИ? Есть СМИ, которые видят в блогерах конкурентов? — Я об этом даже не думал.
— Если бы кто-то послал своего фотокорреспондента снимать тот же самый пожар? — Да, в этом плане конкуренция ощущается. Но в ситуации пожаров она пошла бы обществу только на пользу. Конкуренцию я ощущаю даже не как блогер, а как фотограф, на месте. Когда я ищу какие-то мероприятия, которые мне интересно поснимать, я иногда делаю анонсы, что интересного происходит в области, что поснимать, что посмотреть. Это опять же популяризация интересных мероприятий. Я знаю, что как блогер я смогу сделать фотоотчет и в ЖЖ это будет чем-то уникальным. Но когда я туда приезжаю и вижу десяток людей с фотоаппаратами, естественное желание — уйти подальше. Хотя я знаю, что многие снимают просто для себя, и это лишь сложность фотосъемки, но не распространения информации в Сети. Всегда есть возможность опубликовать фотоотчет как свой взгляд на произошедшее, хотя эксклюзива и не получится.
— Учитывая личный опыт участия в корпоративных мероприятиях, как можно оценить перспективы работы предприятий с блогерами? — Это хорошее направление распространения информации, рекламы. Тут можно получить живой отклик. Но нужен индивидуальный подход, чтобы всем было интересно и приятно. Блогеры народ капризный. Мне очень понравилась поездка на Белоярскую АЭС, по-моему, Росатом, организовав такую поездку для блогеров, сделал удачный пиар-ход. В этом плане я бы тоже хотел наработать определенную базу, скомпоновать то, что у меня есть, создать портфолио и, может быть, даже предлагать свои услуги, причем не обязательно и не всегда за деньги. Мне действительно интересно снимать устройство каких-то предприятий, производств, необычные интерьеры и архитектуру. Я не упускаю возможностей делать такие фотоотчеты с экскурсий, групповых или даже индивидуальных. Думаю, что и моим френдам-читателям эта тематика тоже интересна.