«РБК daily» и Инга Воробьева: Четыре года на дороги
Правительство намерено решить одну из главных бед России.
К 2015 году почти вся дорожная сеть России (85%) будет приведена в порядок и прирастет новыми трассами еще на четверть, обещает глава Минтранса Игорь Левитин. Все это станет возможным благодаря Федеральному дорожному фонду, создание которого вышло на финишную прямую. Цена вопроса — порядка 1,5 трлн руб., подсчитал глава Минфина Алексей Кудрин. Эксперты сомневаются как в достаточности озвученных сумм, так и в механизмах реализации заявленной программы.
Федеральный дорожный фонд будет создан до конца года. Все предложения правительства по объемам и источникам его финансирования, по механизму стройки и контроля над ней одобрены президентом, заявил вчера в Белом доме глава Минфина Алексей Кудрин. Осталось пройти лишь процедуру законотворчества, что в России, как известно, после одобрения первых лиц труда не составляет.
Как и планировалось, помимо бюджетных средств, которые и так идут на содержание и строительство дорожной сети, фонд будет пополняться транспортным налогом и дополнительными доходами за счет повышения акциза на бензин. Причем доходный потенциал последней меры втрое выше, чем первой, подсчитал Кудрин. Именно поэтому правительство пошло на повышение акцизов на бензин (ежегодно в 2011—2013 годах он будет расти на рубль) и снижение вдвое ставки транспортного налога.
Объем средств фонда в 2011—2013 годах составит 1,133 трлн руб. На данный момент государство в состоянии обеспечивать только 30—32% от нужной на содержание дорог суммы. Через три года этот показатель вырастет на 60%. Это позволит уже к 2015 году привести в порядок 85% российских дорог, обещает глава Минтранса Игорь Левитин. Если в 2014 году финансирование останется на уровне предыдущего года, то итоговая цена вопроса — порядка 1,5 трлн руб.
Более того, к 2015 году дорожная сеть должна прирасти новыми трассами еще на четверть, а шестая часть мостов будет отремонтирована. «К 54 тыс. км существующих дорог мы планируем построить 14 тыс. км новых, — поделился планами г-н Левитин. — Из 6 тыс. мостов будут выбрана и реконструирована 1 тыс. наиболее аварийных».
Более половины доходов фонда в ближайшую трехлетку (635 млрд руб.) обеспечит как раз повышение акцизов на бензин. Фонд будет щедро делиться с регионами — туда пойдет половина средств. В 2011 году деньги сначала пройдут через федеральную казну, а с 2012-го будут напрямую распределяться между регионами по особой формуле в зависимости от протяженности дорог и количества автомобилей. Контроль будет перекрестным: регионы будут держать на контроле федеральную стройку и наоборот.
Программа не сработает, если не обеспечить эффективность расходов, понимают в Белом доме. Расчет делается на подписанное постановление о независимом контроле (банки, кредитуя подрядчиков, вправе будут оценить дорожную стройку) и разграничение цены предстроительной подготовки (выкуп земли, перенос коммуникаций, расселение граждан) и стоимости самого строительства. «Мы наконец сможем подсчитать, сколько же в России стоит 1 км дороги», — порадовался глава Минтранса.
Эти меры повысят прозрачность расходования средств, но пока нет никаких доказательств, что один из самых коррупционоемких секторов экономики перестанет быть таковым. «В России стоимость 1 км дороги порой исчисляется в 100 млн долл., как это было в Красной Поляне или на четвертом московском транспортном кольце, — говорит директор стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — К тому же в стоимость стройки часто входит административная рента, подряд может получить далеко не каждый, отсюда и такая цена». 1,5 трлн руб., учитывая аховое состояние российских дорог, по мнению Игоря Николаева, явно не хватит на то, чтобы привести всю дорожную сеть в порядок: сумма должна быть в разы, а то и на порядок больше.