Обзор прессы
28.07.2010

«РБК daily» и Инга Воробьева: Четыре года на дороги

Правительство намерено решить одну из главных бед России.

К 2015 году почти вся дорожная сеть России (85%) будет приведена в порядок и прирастет новыми трассами еще на четверть, обещает глава Минтранса Игорь Левитин. Все это станет возможным благодаря Федеральному дорожному фонду, создание которого вышло на финишную прямую. Цена вопроса — порядка 1,5 трлн руб., подсчитал глава Минфина Алексей Кудрин. Эксперты сомневаются как в достаточности озвученных сумм, так и в механизмах реализации заявленной программы.

Федеральный дорожный фонд будет создан до конца года. Все предложения правительства по объемам и источникам его финансирования, по механизму стройки и контроля над ней одобрены президентом, заявил вчера в Белом доме глава Минфина Алексей Кудрин. Осталось пройти лишь процедуру законо­творчества, что в России, как известно, после одобрения первых лиц труда не составляет.

Как и планировалось, помимо бюджетных средств, которые и так идут на содержание и строительство дорожной сети, фонд будет пополняться транспортным налогом и дополнительными доходами за счет повышения акциза на бензин. Причем доходный потенциал последней меры втрое выше, чем первой, подсчитал Кудрин. Именно поэтому правительство пошло на повышение акцизов на бензин (ежегодно в 2011—2013 годах он будет расти на рубль) и снижение вдвое ставки транспортного налога.

Объем средств фонда в 2011—2013 годах составит 1,133 трлн руб. На данный момент государство в состоянии обеспечивать только 30—32% от нужной на содержание дорог суммы. Через три года этот показатель вырастет на 60%. Это позволит уже к 2015 году привести в порядок 85% российских дорог, обещает глава Минтранса Игорь Левитин. Если в 2014 году финансирование останется на уровне предыдущего года, то итоговая цена вопроса — порядка 1,5 трлн руб.

Более того, к 2015 году дорожная сеть должна прирасти новыми трассами еще на четверть, а шестая часть мостов будет отремонтирована. «К 54 тыс. км существующих дорог мы планируем построить 14 тыс. км новых, — поделился планами г-н Левитин. — Из 6 тыс. мостов будут выбрана и реконструирована 1 тыс. наиболее аварийных».

Более половины доходов фонда в ближайшую трехлетку (635 млрд руб.) обеспечит как раз повышение акцизов на бензин. Фонд будет щедро делиться с регионами — туда пойдет половина средств. В 2011 году деньги сначала пройдут через федеральную казну, а с 2012-го будут напрямую распределяться между регионами по особой формуле в зависимости от протяженности дорог и количества автомобилей. Контроль будет перекрестным: регионы будут держать на контроле федеральную стройку и наоборот.

Программа не сработает, если не обеспечить эффективность расходов, понимают в Белом доме. Расчет делается на подписанное постановление о независимом контроле (банки, кредитуя подрядчиков, вправе будут оценить дорожную стройку) и разграничение цены предстроительной подготовки (выкуп земли, перенос коммуникаций, расселение граждан) и стоимости самого строительства. «Мы наконец сможем подсчитать, сколько же в России стоит 1 км дороги», — порадовался глава Минтранса.

Эти меры повысят прозрачность расходования средств, но пока нет никаких доказательств, что один из самых коррупционоемких секторов экономики перестанет быть таковым. «В России стоимость 1 км дороги порой исчисляется в 100 млн долл., как это было в Красной Поляне или на четвертом московском транспортном кольце, — говорит директор стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — К тому же в стоимость стройки часто входит административная рента, подряд может получить далеко не каждый, отсюда и такая цена». 1,5 трлн руб., учитывая аховое состояние российских дорог, по мнению Игоря Николаева, явно не хватит на то, чтобы привести всю дорожную сеть в порядок: сумма должна быть в разы, а то и на порядок больше.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
29.04.2013 Алексей Кудрин: Не исключено, что России придется начать тратить Резервный фонд уже в 2013 году

УрБК, Москва, 29.04.2013. Экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин не исключает, что государству придется начать тратить ...

20.02.2012 Все автосборы в России может заменить покилометровый дорожный налог

Специалисты обсудили будущее дорожного фонда, который призван, наконец, победить одну из двух российских бед. ...

27.07.2010 В России возрожден Федеральный дорожный фонд

Президент РФ Дмитрий Медведев принял решение о создании Федерального дорожного фонда, заявил заместитель председателя ...

17.06.2010 В Свердловской области в нормативном состоянии находится 17% дорог

УрБК, Екатеринбург, 17.06.2010. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин принял участие в совещании в режиме ...

22.04.2009 Запасов резервного фонда хватит только до конца года

Вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин не исключает, что в будущем средства фонда национального благосостояния ...