Один из самых закрытых в информационном плане ритейлеров Екатеринбурга — французский «АШАН» — впервые за 4 года работы предложил журналистам и членам областного правительства познакомиться с системой работы своих магазинов. В качестве образцово-показательного было решено продемонстрировать «АШАН» в ТРЦ «МЕГА». Накануне туда с экскурсией съездили представители региональной Минторговли и директор муниципального Центра защиты потребителей Андрей Артемьев. Сегодня внутреннюю кухню магазина показали прессе.
Гипермаркет «АШАН» в Екатеринбурге впервые рассказал публике о принципах своей работыВ течение всей прогулки по гипермаркету директор «АШАН Екатеринбург» Антон Кузьмин рассказывал о главном достижении сети — системе качества продукции, предполагающей утилизацию скоропортящихся товаров за один-два дня до окончания их срока годности. Правда, и на прилавок продукты попадают зачастую не в первый, и даже не во второй день производства.
«Это позволяет потребителю быть уверенным, что товар, купленный у нас еще может храниться дома в холодильнике», — заявил Антон Кузьмин.
Из-за такой политики солидная часть еще вполне пригодной для употребления продукции отправляется на свалку. Не позволяется ее употреблять под угрозой увольнения даже самим сотрудникам. При этом использовать продукты, к примеру, для поставок в зоопарк и питомники, у гипермаркета не получается. По словам руководителя по внешним коммуникациям «АШАН Россия» Марии Курносовой, торговая сеть не прочь принять участие в проекте по созданию завода по переработке биологических отходов, но пока таких предложений не получала.
«Мы сотрудничаем только с конным клубом «Белый соболь». С остальными не получается, слишком большой риск, что эти продукты уйдут не по назначению и вновь окажутся на прилавках», — признает Антон Кузьмин.
Во время приемки охлажденной куры сотрудник «АШАН» вскрывает несколько упаковок, нюхает их и измеряет курице температуруРуководство гипермаркета сегодня решило представить прессе всю цепочку прохождения товара от разгрузки до утилизации. По пути, как бы экспромтом, предлагали зайти в любой из интересующих отделов. Правда работников подразделений все равно предупреждали о предстоящем появлении, чтобы «они были готовы рассказать», и, видимо, привести рабочее место в образцовый вид.
Самым интересным моментом в работе «АШАНа» оказалась расфасовка и подготовка мясных полуфабрикатов. В народе давно ходит слух о том, что в гипермаркетах подкрашивают куски мяса, для того, чтобы они выглядели свежими и аппетитными. Зачастую излишне розовый оттенок становится даже не естественным. В магазин мясо приходит в неразделанном виде, поэтому товарный вид ему придают именно в недрах «АШАНа».
«Давайте сходим, если хотите. Сейчас я позвоню туда, предупрежу», — согласился на предложение заглянуть в мясной отдел Антон Кузьмин.
В производстве мяса, как оказалось, заняты самые веселые сотрудники. Они встретили журналистов с профессиональным юмором, с удовольствием попозировали перед камерами с частями убитых животных и продемонстрировали возможности своей гигантской мясорубки. Оборудования для окраски полуфабрикатов в цехе замечено не было. Зато слегка обветренное в начале процесса мясо таинственным образом в его окончании действительно приобретало подозрительно румяный и свежий вид.
Добродушные мясники демонстрируют журналистам возможности супер-мясорубкиНапоследок, перед пресс-конференцией, экскурсия переместилась в самое «ароматное» место гипермаркета — отдел утилизации списанной продукции. Помимо вполне безобидных отсеков с ТБО и картоном там действует и секция биологического мусора, то есть тех продуктов, которые еще не испортились, но уже не продаются. Во всяком случае, в этом уверяют представители гипермаркета.
Правда, в момент, когда к отсеку подошла пресса, там к выбросу готовились в основном уже подтухшие фрукты и овощи, а также товары с поврежденной упаковкой. Из продукции по «программе качества» к утилизации и прессовке готовились только йогурты.
По заявлениям Антона Кузьмина, доля списанной продукции составляет менее 1% от всего объема товаров. Заслугой в этом, по его мнению, является просчитанная сетка спроса и практически полное отсутствие складов.
На выброс в «АШАНе» идут даже неиспорченные продуктыПосле часовой прогулки по магазину, хозяева, наконец, предложили пообщаться в более спокойной обстановке в конференц-зале. Он находится прямо в торговом зале, только на втором уровне, чтобы покупатели не замечали внутрикорпоративной жизни. Здесь к встрече присоединился городской защитник прав потребителей Андрей Артемьев.
Гостей интересовали в основном экономические вопросы: сколько именно в рублевом исчислении выбрасывается непросроченных товаров, как сеть переживает кризис, будет ли «АШАН» расширять свою сеть в Екатеринбурге и так далее. Однако ни Антон Кузьмин, ни Мария Курносова прямых ответов так и не дали, ссылаясь то на коммерческую тайну, то на непредсказуемость свердловского ритейла.
В пресс-конференции приняли участие екатеринбургская дирекция «АШАН», федеральные представители и защитник прав потребителей Андрей АртемьевНедавно на областной антикризиной комиссии поднимался вопрос о снижении налоговых поступлений от сети «АШАН», в связи с этим предлагалось подписать соглашение о сотрудничестве, в котором бы оговаривались и отчисления в бюджет, и поддержка отечественного производителя. Но Антон Кузьмин не согласен с мнением правительства, настаивая на том, что перечисления в областную казну в прошлом году существенно не снижались только потому, что большая часть налогов от сети поступает на федеральный уровень.
«Мы платим только отчисления с заработной платы, они не существенны и сократились совсем незначительно. У нас в области новая власть, скорее всего, просто не разобрались, потому и спрашивали нас о сокращении. А соглашение мы готовы подписать, мы даже направили наши предложения по нему, сейчас ждем ответа», — пожурил чиновников директор французского гипермаркета.
В зоне «только для персонала» то и дело встречаются напоминания о моральном кодексе работника «АШАНа»Планы по расширению сети «АШАН» его руководство тоже пока не оставляет, правда о конкретных проектах говорить не решается. В основном неопределенность связана с непредсказуемостью рынка.
«Мы мониторим рынок, ждем интересных предложений. Тогда и будем говорить о конкретных проектах», — добавил Антон Кузьмин.
Напомним, еще год назад тогдашний глава региона Эдуард Россель требовал, чтобы французы открыли по гипермаркету в каждом из районов Екатеринбурга. Очевидно, это предложение акционерам «АШАНа» интересным не показалось.
В завершении встречи Андрей Артемьев напомнил, что, несмотря на общую позитивную картину, нарекания на работу гипермаркета в Роспотребнадзор все же поступали. Ведомство даже проводило там проверки.
«Думаю, что сейчас эти нарушения уже устранены», — добавил он.
Пока руководство «АШАНа» рассказывает о технологиях качества, «неформатные» сотрудники пытаются спешно ретироватьсяВ сам же «АШАН» нареканий поступает довольно много. По признанию Антона Кузьмина, каждая утренняя планерка там начинается именно с разбора жалоб. Примерно 55% из всех заявлений — это негативные отзывы, и только 45% — благодарности.