Статьи
12.07.2010

У проекта скоростной магистрали Екатеринбург-Москва пока нет инвесторов

У проекта скоростной магистрали Екатеринбург-Москва пока нет инвесторов К проекту по запуску скоростного поезда Екатеринбург-Москва будут привлекаться инвесторы. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин предложил другим регионам принять участие в реализации этой идеи, но пока не нашел поддержки. На данный момент проект получил статус губернаторской программы и будет финансироваться за счет некоммерческой организации «Фонд губернаторских программ Свердловской области». Во всяком случае, на этапе разработки организационно-правовой модели.

В дальнейшем к строительству будут подключаться бюджеты регионов, через которые пройдет железнодорожная ветка. На проект стоимостью 2,5 трлн рублей предлагается тратить средства Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Татарстана, Башкортостана, Пермского края, Свердловской, Челябинской и Тюменской областей. Правда, пока неизвестно готовы ли руководители этих субъектов федерации выделять бюджетные деньги на строительство магистрали.

Еще месяц назад строительство железнодорожной магистрали Екатеринбург-Москва оценивалось почти в два раза выше, в 4 трлн. рублей. Железнодорожники отмечали, что для запуска высокоскоростного поезда типа «Сапсан» (курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом) требуется абсолютно новая железнодорожная ветка со своими особенностями.

Стоит отметить, что поезд «Сапсан» на который ориентируются идеологи проекта, обошелся в 2006 году государству примерно в 700 млн. евро. При этом между Москвой и Санкт-Петербургом уже была построена железнодорожная ветка, предназначенная для высокоскоростных составов. Сам поезд все же пришлось купить у компании-производителя Siemens AG вместе с контрактом на 30-летнее техобслуживание.

Но на Урале в последние годы практически не велось строительства новых железнодорожных направлений. По всей видимости, затраты на магистраль будут сопровождаться не только покупкой необходимой техники, но и освоением новых дорогостоящих технологий.

«Существующие пути не выдержат нагрузки поезда, движущегося со скоростью 160—260 км в час. Поэтому для него нужно будет строить новый путь, у которого свои особенности и сложности. Тем более что пермское направление и без того слишком загружено грузопотоками», — комментировал идею губернатора замначальника СвЖД по пассажирским перевозкам Сергей Нех.

Он оценил проект в 4 трлн. рублей, добавив, что окончательного решения придется ждать как минимум до более благополучного 2020 года. Строительство ветки займет еще несколько лет. До тех пор монополистом на самых популярных бизнес-направлениях останутся авиаперевозчики.

Тем более, что цены на авиабилеты до Москвы с каждым годом становятся все более лояльными. Улететь в столицу можно за 5,5 тыс. рублей, при этом билет на поезд в купейный вагон начинается от 4 тыс. рублей. По всей вероятности, поездка в условно скоростном поезде (ориентировочное время пути 12 часов) будет не значительно дешевле авиаперелета. По мнению гендиректора ИФК «ЯВА — Управление Финансами» Константина Селянина, выгода такой поездки для пассажира будет сомнительной.

Однако у главы региона на эту тему взгляд иной, он планирует «подписать» на строительство и содержание 2 тыс. км путей не только субъекты федерации, но и РЖД. Участникам проекта предлагается работать в рамках контракта жизненного цикла, чтобы сократить его себестоимость. Исполнитель-инвестор за свой счет и с собственными материалами должен возвести объект и эксплуатировать его в течение всего жизненного цикла. Другая сторона — государство — оплачивает за счет бюджета услуги по использованию магистрали.

Впрочем, пока не известно найдется ли такой инвестор, способный вложить в межрегиональный проект хотя бы заявленные 2,5 трлн. рублей. Необходимой суммой на сегодняшний день не располагают даже госкорпорации. По словам С.Неха, ни у ОАО «Российские железные дороги», ни у региональных бюджетов возможностей для финансирования нет. Тем более, что идею пока поддержало только руководство Татарстана. Остальные регионы, через которые проходит железнодорожная ветка, своего ответа пока не дали.

«Мне, как представителю инвестиционной компании интересно, зачем эта скоростная железная дорога нужна в принципе. Ведь любой подобный проект должен быть в первую очередь конкурентоспособным. Эта дорога, скорее всего станет «золотой» для области. Да и в чем выгода для инвестора? Полагаться на расторопность властей или РЖД, которые, видимо, и получат в ведение готовый объект дороги, инвесторы не согласятся. Думаю, найти инвестиции такого масштаба нашим властям не удастся ни в России, ни даже за рубежом», — прокомментировал идею губернатора Константин Селянин.

Впрочем, до непосредственной реализации проекта у его создателей в запасе остается несколько лет. Возможно, к этому времени в области появятся весомые экономические предпосылки для строительства новой железнодорожной магистрали.

Анна Шабалина
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
17.02.2011 Министерство финансов РФ: Строительство скоростных железнодорожных линий между городами — участниками ЧМ-2018 обойдется в 5,5 трлн. рублей

УрБК, Екатеринбург, 17.02.2011. Министерство финансов РФ оценивает затраты на строительство скоростных железнодорожных ...

13.07.2010 Эксперты сомневаются в инвестиционной привлекательности проекта скоростной магистрали Екатеринбург - Москва

К проекту по запуску скоростного поезда Екатеринбург-Москва будут привлекаться инвесторы. Губернатор Свердловской ...

12.07.2010 Генеральный директор ИФК «ЯВА — Управление Финансами» Константин Селянин: Инвесторов для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Москва не найти ни в России, ни за рубежом

УрБК, г. Екатеринбург, 12.07.2010. «В последнее время некоторые проекты властей вызывают у меня некоторое удивление, ...

12.07.2010 Проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Москва получил статус губернаторской программы

УрБК, Екатеринбург, 12.07.2010. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин подписал распоряжение о придании ...

15.06.2010 СвЖД: Решения по проекту скоростного поезда Екатеринбург — Москва придется ждать как минимум до 2020 года

УрБК, Екатеринбург, 15.06.2010. «Ни бюджет России, ни бюджет РЖД не осилят расходов на скоростной поезд Екатеринбург — ...