«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Идеальный бюджет - не кормушка, а движитель
Во вторник Президент Дмитрий Медведев представил Правительству Бюджетное послание на 2011—2013 годы.
Среди основных задач бюджетной политики глава государства назвал обеспечение макроэкономической стабильности, снижение инфляции; сокращение бюджетного дефицита; развитие науки и образования; безусловное исполнение социальных обязательств; разработку и реализацию программ улучшения здоровья граждан; формирование нового облика Вооружённых Сил и реализацию государственной программы вооружения; применение более грамотного налогового администрирования и т. д.
Бюджетную политику надо ориентировать на достижение конкретных результатов, а не растрачивать ресурсы на всевозможную государственную поддержку «людей, приятных во всех отношениях» и на кормёжку несметного чиновного аппарата. К слову, одними из запоминающихся положений Послания стали указания Кабинету министров представить предложения о механизмах повышения эффективности работы федеральных государственных служащих и о сокращении их числа примерно на 20%, и — представлять, начиная с 2012 года, значительную часть федерального бюджета в виде комплекса долгосрочных государственных [целевых] программ (ДЦП).
На тему ДЦП мы на страницах «ВЕ» уже высказывались, оценивая их как перспективное направление бюджетной реформы. Всей стране известен опыт Екатеринбурга, где уже на протяжении 7 лет проектный подход практикуется на уровне стратегического планирования, а бюджет муниципалитета носит инвестиционный характер. И нам не требуется расшифровка фразы Медведева, что надо «максимально быстро разработать и внедрить бюджетные инструменты поддержки масштабных инвестиций». У городской власти есть чёткое понимание того, что же такое город, — это и место жизни людей, и площадка для построения и развития бизнесов.
Совпадает не только подход, но и приоритеты. Екатеринбургский стратегический проект «Городская школа — стандарт 5 звёзд», по сути, предвосхитил федеральную инициативу «Наша новая школа». В кризисном (!) 2009 году была сдана в эксплуатацию новая школа на 700 мест — в Чкаловском районе, завершена реконструкция школ в Орджоникидзевском и Железнодорожном районах. Мэрия давно пробивала идею создать государственную ДЦП по детским садам, поскольку при существующем соотношении бюджетов разных уровней только муниципальными средствами тут не справиться. Недавно дело сдвинулось с мёртвой точки: областные власти приняли региональную программу до 2014 года, согласно которой намечено ликвидировать дефицит мест в детских садах, составляющий сейчас в регионе около 80 000. В Екатеринбурге финансирование программы будет на паритетных с областью началах, и ожидается, что вклад государственной казны позволит построить дополнительно порядка 50—100 садиков, в зависимости от требуемой «наполняемости» проекта по месту жительства. Финансирование региональной программы пока расписано только на 2010—2011 годы; и совершенно очевидно, что при составлении областного бюджета на ближайшие 3 года необходимо будет чётко прописать финансовые обязательства государства — по каждому кварталу и до копеечки, чтобы держать ответ перед родителями ожидающих своей очереди в садик детей.
Проектный подход, по мысли Президента, должен быть применён и в программах развития транспортной инфраструктуры, совершенствование которой названо главой государства «необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности». В свете этого становится очевидным, что екатеринбургское метро не может долее оставаться «головной болью» одного муниципалитета. Не изменят кардинально ситуацию и гарантии регионального бюджета под кредиты, которые берёт город. Ведь городской бюджет вынужден будет нести дополнительную нагрузку, выплачивая еще и проценты по кредиту. Очевидно, вполне в русле провозглашённой Президентом политики стало бы и оживление участия госбюджетов в других объектах транспортного строительства Екатеринбурга. Недавно вот стало известно, что челябинские областные власти выделили на реконструкцию улично-дорожной сети областного центра 4,5 миллиарда рублей. Это в городе-то, который по своему размаху и значимости никак не может тягаться с Екатеринбургом.
И последнее. Выступление Президента — недвусмысленный «предупредительный выстрел» в сторону тех, кто под предлогом управленческой реформы и «укрепления властной вертикали» так и норовит раздуть чиновничьи штаты и, конечно же, «сесть на финансовые потоки». Не транши надо пилить, а работать. Послушайте Президента сейчас — завтра будет поздно.