Правительство России позитивно оценивает первые итоги реализации эксперимента по утилизации старых автомобилей. Согласно официальным данным, принято более 7 тысяч заявок на продажу новых машин в обмен на сдаваемые. Автодилеры в регионах тем временем всё чаще заявляют о задержках выплат из федерального бюджета.
По мнению рядовых участников программы, ее реализация явно проходит с «пробуксовкой». Так, с момента запуска прошло 3 месяца, свидетельства уже закончились, а денежное возмещение дилерам официально оформлено примерно лишь на 30% проданных автомобилей.
Напомним, программа стартовала 8 марта и будет действовать до 1 ноября 2010 года, в ее рамках можно приобрести 66 моделей автомобилей, производимых в России. Бонус при утилизации старой машины составляет 50 тыс. рублей. Фактически государство выкупает у населения автомобиль старше 10 лет и дает возможность приобрести со скидкой новый, но только отечественной сборки.
Лишь каждый пятый сдаваемый на утилизацию в Екатеринбурге автомобиль когда-то был произведен за рубежомКак заявляют представители автоцентров, сегодня им фактически приходится оплачивать утилизационные премии из своего кармана: вместо положенных 3,5 млрд. рублей государство компенсировало им пока только 900 млн., что «покрывает» скидки лишь для порядка 17 тыс. автомобилей.
«В настоящее время по программе утилизации у нас продано 2 автомобиля «Фольксваген Tiguan», однако компенсации от Минпромторга в рамках этой программы всё еще не было. Получить средства в срок удается с трудом. Просрочка по уже проданным автомобилям составляет порядка полутора месяцев», — заявила УрБК менеджер отдела продаж ЗАО «Зета-Моторс» Ксения Аксенова.
Другие дилеры — участники утилизационной программы также признают: возврат обещанных денег идет с большим отставанием.
«По этой программе у нас было оформлено 6 автомобилей моделей Passat и Tiguan, однако ни по одному из них компенсации от Минпромторга так и не поступили. В целом просрочка уже порядка двух с половиной месяцев. Общая сумма пока не полученной компенсации составляет 300 тысяч. Сейчас мы в безвыходной ситуации. Конечно, если клиент обращается к нам по этой программе, то мы не можем ему отказать, поскольку не хотим его потерять. Однако пока средств у нас нет, а платить из своего кармана вряд ли кому захочется», — заявили УрБК в отделе продаж ООО «Вольф».
Из многих регионов России жалобы поступают от дилеров АвтоВАЗа, хотя в Екатеринбурге продавцы этих автомобилей наличие проблем отрицают.
«После завершения всех процедур по утилизации автомобиля и получения свидетельства об утилизации клиентам предоставляется возможность приобретения выбранного авто из модельного ряда Lada по цене на 50 тысяч рублей дешевле рекомендованной розничной цены ОАО «АвтоВАЗ». Всего по этой программе у нас записано более 4 тысяч участников, часть из которых уже приобрели новый автомобиль», — заявили УрБК в ООО «АМК-Екатеринбург».
Однако по поводу проблем с получением компенсации из Москвы в автоцентре решили умолчать, оставив этот вопрос без комментариев.
За три месяца работы по федеральной программе утилизации автомобилей явных плюсов для себя автодилеры Екатеринбурга не увиделиВ ряде автосалонов отмечают, что участники утилизационной программы могут приобрести новое авто не просто со скидкой, но и вне очереди, хотя насколько это выгодно для автодилеров — вопрос открытый.
«Утилизация платная, стоит это 3 тысячи рублей. У нас по этой программе проходит только один автомобиль, который собирается в России, — это «Тойота Камри». Обычный клиент, если приходит к нам, встает в очередь на август-сентябрь, а если он участник программы утилизации, то мы привезем машину в течение 2—3 недель», — отмечают специалисты автосалона ООО «Тойота Центр Екатеринбург Восток».
В целом как уже действующие, так и лишь потенциальные участники программы по-прежнему относятся к ней без особого пиетета, отмечая, что задержки обещанных выплат — не единственная проблема данного федерального проекта.
«Наш автосалон открылся недавно, и мы будем принимать участие в программе по утилизации автомобилей. Хотя пока не понятно, удачным ли будет для предприятия это участие. Я знаю, что долг у государства перед дилерами есть. Обещают выплатить в августе-сентябре, но гарантий нет. Пока же дилер платит из своего кармана, но не получает никаких компенсаций», — говорит руководитель еще одного дилера АвтоВАЗа, автосалона ООО «Акцент Авто М» на Билимбаевской, 8, Александр Медведев.
«Программа по утилизации автомобилей ориентирована в большей степени на подъем АвтоВАЗа, хотя, на мой взгляд, проще оживить мертвого», — заключил предприниматель.
Итоги работы первых трех месяцев программы подводят и компании-утилизаторы.
«В утиль сдан 1041 автомобиль, 80% — продукция отечественного автопрома. Юридических проволочек по ходу реализации программы нет. В целом же больших ожиданий от нее не было изначально — это же эксперимент», — заявил УрБК заместитель генерального директора по развитию ОАО «Автоколонна 1212» Александр Артамонов.