«Коммерсантъ» и Ирина Парфентьева: Metro в закон не вписан
Контракты ООО «Метро кэш энд кэрри», российской «дочки» Metro Group, с поставщиками не соответствуют вступившему в силу закону «О торговле». Такой вывод сделала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), проверив ритейлера по многочисленным жалобам его контрагентов. Но санкций пока не последует: на доработку договоров по закону есть еще два месяца — до 1 августа.
Проверку деятельности ООО «Метро кэш энд кэрри» (операционная компания сети гипермаркетов Metro Cash & Carry, входит в состав немецкой Metro Group) ФАС инициировала в начале 2010 года по многочисленным жалобам ее поставщиков (см. «Ъ» от 15 марта). Служба проанализировала копии договоров поставки за 2008-2009 годы. Согласно акту проверки, завершившейся 23 апреля (копия резолютивной части есть в распоряжении «Ъ»), в цене договора помимо скидки за объем продаж Metro использовал «бонусную скидку», «скидку на первую поставку», «маркетинговую скидку», «скидку за эффективное сотрудничество», «логистическую скидку», «промоскидку» и прочее. Хотя скидка за объем продаж, согласно вступившему в силу с 1 февраля закону «О торговле», единственная разрешенная уступка поставщиков сетям, и даже такая скидка не может составлять более 10% от стоимости поставленного товара.
Metro также включал в договоры положения об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и др. Права собственности на товар к сети переходили только при приемке продукции в торговом центре, поэтому риски за случайную гибель товара при оказании логистических услуг она не несла, говорится в записке ФАС. Наконец, санкции за неисполнение поставщиками своих обязанностей являлись более жесткими по сравнению с санкциями, предусмотренными для самой сети. Таким образом, если бы все положения закона «О торговле» уже действовали, то ритейлера бы признали нарушившим более пяти статей закона, говорится в акте проверки.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли центрального аппарата ФАС Тимофей Нижегородцев от комментариев отказался. Но директор по корпоративным и внешним отношениям ООО «Метро кэш энд кэрри» Оксана Токарева подтвердила «Ъ» результаты проверки.
По ее словам, санкций для ритейлера пока не последует. «Согласно ч. 2 ст. 22 закона, все договоры с поставщиками должны быть приведены в соответствие с новым законодательством до 30 июля 2010 года. К этому времени Metro внесет все изменения»,— отметила госпожа Токарева. Ранее господин Нижегородцев говорил «Ъ», что служба планирует масштабные проверки ритейлеров во втором полугодии 2010 года.
Немецкий ритейлер Metro Group (выручка за 2009 год — ?65,526 млрд) представлен в России сетями Metro Cash & Carry (52 магазина, выручка — ?2,594 млрд), Real (15 магазинов, ?437 млн) и Media Markt (20 магазинов, ?405 млн).
Metro не единственный ритейлер, нарушающий закон «О торговле», признают сами сети. «Мы проводим работу по изменению договоров в соответствии с законодательством, но пока еще не все контракты перезаключены»,— говорит директор по работе с инвесторами сети «Магнит» Олег Гончаров. Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») уже перезаключил порядка 30% договоров, сообщил «Ъ» гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис. «Переписывают соглашения только крупные федеральные сети, понимая, что любые проверки сначала коснутся их,— сообщил «Ъ» один из поставщиков.— Думаю, что небольшие региональные ритейлеры начнут вносить необходимые изменения только в июле».